Все сказанное об утрате оригинальности в мыслях и в
чувствах относится и к желаниям. Это особенно трудно заметить; может
показаться, что у современного человека нет недостатка в желаниях, что
он знает, чего хочет, и единственная его проблема — невозможность все
свои желания выполнить. Вся наша энергия уходит на достижение того, чего
мы хотим, и большинство людей никогда не задумывается о первопричине
этой деятельности: знают ли они, чего на самом деле хотят, сами ли они
хотят достичь тех целей, к которым стремятся. В школе они хотят иметь
хорошие отметки; повзрослев, хотят как можно больше преуспеть, больше
заработать, добиться большего престижа, купить лучшую автомашину,
поехать в путешествие и т. д. Но если они вдруг остановятся среди этой
неистовой деятельности, то у них может возникнуть вопрос: "Ну, получу я
эту новую работу, куплю эту новую машину, поеду в это путешествие, что
тогда? Что проку во всем этом? Это на самом деле мне нужно? Не гонюсь ли
я за чем-то таким, что должно меня осчастливить, но надоест мне тотчас,
едва я этого добьюсь?" Если такие вопросы появляются, они пугают,
потому что затрагивают самую основу деятельности человека: знание, чего
он хочет. Поэтому люди стремятся поскорее избавиться от этих тревожных
мыслей. Они полагают, что эти вопросы потревожили их лишь из-за
усталости или депрессии, и продолжают погоню за теми целями, которые
считают своими.
Однако здесь проявляется смутное понимание правды —
той правды, что современный человек живет в состоянии иллюзии, будто он
знает, чего хочет; тогда как на самом деле он хочет того, чего должен
хотеть в соответствии с общепринятым шаблоном. Чтобы принять это
утверждение, необходимо уяснить себе, что знать свои подлинные желания
гораздо труднее, чем кажется большинству из нас; это одна из труднейших
проблем человеческого бытия. Мы отчаянно стараемся уйти от этой
проблемы, принимая стандартные цели за свои собственные. Современный
человек готов пойти на громадный риск, стараясь добиться цели, которая
считается "его" целью, но чрезвычайно боится риска и ответственности
задать себе подлинно собственные цели. Бурную деятельность часто считают
признаком самостоятельного действия, но мы знаем, что такая
деятельность может быть не более самостоятельной, чем поведение актера
или загипнотизированного человека. Когда ставится пьеса, каждый актер
может очень энергично играть свою роль и даже вставлять какие-то реплики
или детали действия от себя. Но при этом он все-таки всего лишь играет
порученную ему роль.
э. Фромм. БОС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий