Другим фактором, парализующим способность к критическому
мышлению, становится разрушение целостного представления о мире. Факты
утрачивают то специфическое качество, которое имели бы, будучи
составными частями общей картины, и приобретают абстрактный,
количественный характер; каждый факт превращается просто в еще один
факт, причем существенным кажется лишь то, больше мы их знаем или
меньше. В этом смысле воздействие кино, радио и газет поистине
катастрофично: сообщения о бомбардировке городов и гибели тысяч людей
бесстыдно сменяются — или даже прерываются — рекламой мыла или вина; тот
же диктор, тем же внушительным голосом, в той же авторитетной манере, в
какой он только что излагал вам серьезность политической ситуации,
теперь просвещает свою аудиторию относительно достоинств мыла именно той
фирмы, которая заплатила за передачу; хроника позволяет себе показывать
торпедированные корабли вперемежку с выставками мод; газеты описывают
любимые блюда или банальные изречения новой кинозвезды с такой же
серьезностью, как и крупные события в области науки или искусства, и так
далее.
Все это приводит к тому, что мы теряем подлинную
связь с услышанным; оно нас как бы не касается. Мы перестаем
волноваться, наши эмоции и критическое суждение заторможены; наше
отношение ко всему, что происходит в мире, становится безразличным. Во
имя "свободы" жизнь утрачивает какую бы то ни было целостность; она
состоит теперь из массы мелких кусочков, отдельных один от другого и не
имеющих никакого смысла в совокупности. Индивид оказывается перед грудой
этих кусочков, как ребенок перед мозаичной головоломкой; с той
разницей, что ребенок знает, что такое дом, и может различить его части
на своих кубиках, а взрослый не видит смысла того "целого", части
которого попали ему в руки. Он ошарашенно и испуганно разглядывает эти
кусочки и не знает, что с ними делать.
Э. Фромм. БОС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий