пятница, августа 30, 2013

Down In a Hole


For a man who finds life tolerable only by staying on the surface of himself, it is natural to be satisfied with offering no more than this surface to others. There are few demands to be met, and no commitment is required. Marriage, on the other hand, closes the door. Your existence is confined to a narrow space in which you are constantly forced to reveal yourself -- and therefore, constantly obliged to examine your own depths. When the door is open there is never any problem: you can avoid unwanted confrontations, either with yourself or with another, simply by walking away.

P.Auster.The Invention of Solitude
He did not seem to be a man occupying space, but rather a block of impenetrable space in the form of a man. The world bounced off him, shattered against him, at times adhered to him -- but it never got through.

P.Auster.The Invention of Solitude

среда, августа 28, 2013

И.Гончаров. Обломов

Толчком к прочтению “Обломова” послужил перевод романа Гончарова на иврит. Разумеется, читал на русском и посоветовал Д. прочесть перевод на иврит.

“А сам Обломов? Сам Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины. Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни в родной деревне, среди крестьян, дворни.

Он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и, отчасти, времени. И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой.

Он торжествовал внутренне, что ушел от ее докучливых, Oblomovмучительных требований и гроз, из-под того горизонта, под которым блещут молнии великих радостей и раздаются внезапные удары великих скорбей, где играют ложные надежды и великолепные призраки счастья, где гложет и снедает человека собственная мысль и убивает страсть, где падает и торжествует ум, где сражается в непрестанной битве человек и уходит с поля битвы истерзанный и все недовольный и ненасытимый. Он, не испытав наслаждений, добываемых в борьбе, мысленно отказался от них и чувствовал покой в душе только в забытом уголке, чуждом движения, борьбы и жизни.

А если закипит еще у него воображение, восстанут забытые воспоминания, неисполненные мечты, если в совести зашевелятся упреки за прожитую так, а не иначе жизнь — он спит непокойно, просыпается, вскакивает с постели, иногда плачет холодными слезами безнадежности по светлом, навсегда угаснувшем идеале жизни, как плачут по дорогом усопшем, с горьким чувством сознания, что не довольно сделали для него при жизни.

Потом он взглянет на окружающее его, вкусит временных благ и успокоится, задумчиво глядя, как тихо и покойно утопает в пожаре зари вечернее солнце, наконец решит, что жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия.”

А.Гончаров. Обломов.

ШШШШ

понедельник, августа 26, 2013

Он был бодр телом, потому что был бодр умом.

И.Гончаров. Обломов

воскресенье, августа 25, 2013

Дао. Урок 7.

image

чжун юн > золотая середина
Я избегаю излишеств и во всем ищу золотую середину

Чжун Го, в буквальном переводе «Срединное государство», -так называют Китай, чьи великие мыслители желали, чтобы, он был еще и государством золотой середины. Синоним умеренности и согласованности человеческих поступков с силами природы, золотая середина - не фиксированная точка между двумя полюсами, а центр притяжения, возвышающий человека. Чтобы объяснить, что это такое, китайские философы часто прибегали к метафоре «стрельба излука»: лучник должен был попасть в яблочко точно в тот момент, когда звучал гонг, - это требовало не только безупречного владения телом, но и полной сосредоточенности. Подобно ему, мы должны во всем стремиться к золотой середине и дожидаться верного момента, чтобы начать действовать.

К чему стремиться
• Я как можно точнее выбираю цели, а затем натягиваю тетиву и жду. Я не спешу и не проявляю нетерпения.
• Я отдаю должное вкусной еде, но не переедаю. Я не отказываю себе в бокале вина, но не напиваюсь. » Воспитывать - значит уметь держаться золотой середины: я умею наказывать своих детей, но также и поощрять их.

Чего избегать
• Я не выставляю напоказ своих богатств, не хвалюсь своими успехами. Так мне удается избежать зависти окружающих.
• Я не распыляюсь на множество дел. Я намечаю одну цель и не бросаю дело, пока не доведу его до конца.
• Я не кричу, но умею заставить слушать себя. Я не ликую, но умею ценить то, что у меня есть.

«Золотая середина - это добродетель наивысшая из всех, но давно уже редкая среди людей» Конфуций