Последнее время я стал обращать внимание на то, как носители русского языка упоминают слово "туалет". Не важно в каком контексте всплывает это безобидное слово, ему тут же прикрепляется виноватое "простите" или "извините", как фиговый лист на обнаженные гениталии. Даже если говорящий делится с вами невинным описанием своей новой квартиры или последним ремонтом. Для того, чтобы отлучиться на пару минут по нужде мой собеседник должен выдумывать разные легенды, типа срочного звонка босу\тете\в Гондурас. Порой люди готовы терпеть до потери пульса, но не спросить у малознакомых хозяев, где у них сортир. Нечто, столь естественное и будничное, как туалет, возведено в русскоязычной ментальности в категорию волдемортовского "Тот-Кого-Нельзя-Называть".
В некоторых ситуациях это явление просто выводит меня из равновесия. Особенно, во время групповых встреч, когда любой acting out имеет динамическое значение. Когда, кто-то из учеников хочет выйти во время назревающего или происходящего конфликта, или эмоционально напряженного момента, мне важна причина его выхода. Мне необходимо убедиться, что это желание не связано напрямую с происходящим в группе в данный момент. С взрослыми выход в туалет во время полуторачасовой сессии зачастую считается неуместным и расценивается, как acting out - поведенческая реакция (уход) на неприятное\невыносимое эмоциональное состояние. С опытом, я понял, что от подростков я не всегда могу требовать такого контроля над своими первичными нуждами. Поэтому я, всего лишь, требую от них назвать причину их желания отлучиться. Например, я не позволяю выйти "срочно позвонить", "я что-то забыл в комнате" или "мне срочно нужно принять таблетку" и т.д. Ответ "в туалет" или "по нужде" меня вполне устроил бы. Однако, вырощенные на культуре сортирного табу, дети часто теряются и молчат, как партизаны.
В израильской ментальности, ситуация прямо противоположная. Вне зависимости от возраста и уровня образования, местный житель не только поделится со всеми причиной своего временного отсутствия, но и освободит вашу фантазию от лишней работы, сообщив вам тип проделанных работ. Чу часто рассказывает, как в ее серьезной хай-тек фирме молодые образованные люди приглашают составить им компанию "сделать пипи". В таких случаях, Чу любит говорить:"это слишком много информации для меня".
Вчера она спросила у своего коллеги, выходца из Германии, известного своими хорошими манерами, после того, как он объяснил причину своего опоздания, тем что отлучался "сделать пипи", сказал бы он подобный текст своей коллеге в Германии? Парень задумался, пытался произнести фразу на немецком и, в итоге отрицательно покачал головой.