четверг, июня 29, 2006

б. Маня ז"ל



Молка Шмулевна Шлесман (Пеккер)
1.11.1924 - 29.06.2006


Баба Маня умерла сегодня в районе 13:00 в реабилитационном центре hерцфельд.
יהיה זכרה ברוך
Posted by Picasa

Две новости

Зарубежная пресса обозревает рейд израильских ВВС над летней резиденцией Асада. Найдите 10 различий:

CNN: Pressure on Syria
Wednesday evening, Israeli jets buzzed the home of Syrian President Bashar al-Assad in Ladekye, outside Damascus. Israeli television reported that the president was at home at the time.
Israeli Deputy Prime Minister Shimon Peres complained that Syria allowed the exiled Hamas political leader Khalid Meshaal -- operating out of Damascus -- to order the kidnapping of the Israeli corporal. The flyover was seen as an attempt to bring pressure on al-Assad to rein in Meshaal.
Syrian state television called the Israeli flyover "an unacceptable, hostile and provocative act." Syria said its anti-aircraft batteries fired on the Israeli warplanes and chased them away.
Imad Moustapha, the Syrian ambassador to the United States, told CNN's "The Situation Room" that the flight was "mostly theatrical." He also denied any Syrian role in the current standoff.
"Syria is not involved whatsoever in what's happening there," he said, referring to Gaza. "The only reason that the violence is taking place there is the continuous occupation by the Israelis and the daily killing of Palestinians."

По сообщению сирийского агентства САНА, два израильских самолета вторглись в среду в воздушное пространство страны в районе средиземноморского побережья. Они летели на низкой высоте.
По ним был открыт огонь сирийскими силами ПВО, после чего самолеты покинули территорию Сирии. Источник в армии Сирии сообщил, что это вторжение является непростительным актом.
“Если он означает возложение ответственности за похищение израильского солдата (в секторе Газа) на сирийских лидеров ХАМАС, то Израиль совершит непростительную ошибку, если перейдет границы логики”, – говорится в сообщении.

среда, июня 28, 2006

Zappa Jazz (афиша)

Рон Картер выходит на "Бис!" после прошлого удачного концерта. Medeski, Martin & Wood уже давно в моей фонотеке. Пришло время и живьем вкусить.
Но ... hold your horses! Все эти радости лишь в 2007.

вторник, июня 27, 2006

Голосовые связки

Сегодня, во время очередного, но весьма необычного выпускного вечера, когда ребята исполняли со сцены вокальные номера, моя школьная коллега Г. заметила, что девушка, которая "так поёт не может быть плохим человеком". Речь шла о выпускнице, известной своими прагматичными и нарцистическими качествами. Пела она действительно славно.
В неожиданном приступе рефлексии я бросил Г., что вот я, например - человек замечательный, но вот не слуха, не голоса ...
- Да, грустно подтвердила она, - и у меня тоже самое.

КМБ

Буду в Москве (9-11.7) и Минске (12-13.7) в командировке.
В рамках подготовки к отъезду в славянские столицы стал заглядывать в российский телевизор. А там - сюжет про летний патриотический дет. лагерь. Дети ходят в камуфляже между стрельбищем и церковью. Молятся и стреляют, и наоборот. За попытки биться подушками расстрел отжимания от пола и наряд вне очереди. Судя по докладу юного командира, лет 12 с калашниковым в руках, система работает. Речка и прочие детские забавы - не положено - приводит к нарушению дисциплины, наркомании и алкоголю. Корреспондент лирически заметил, что по началу детишки в церковь идти боялись, а к оружию подходили с трепетом.
- Ничего, добавил я, - после этого моджахедского лагеря, новые братки будут стрелять вслепую с пояса, лишь слегка потревожив Акробата на мускулистой груди.

Деревня


На подступах к Наалялю, 26.6.06


воскресенье, июня 25, 2006

Унылые мысли

Интересно устроена человеческая психология. В сегодняшней трагедии на границе с Газой сердца всех граждан с семьёй похищенного солдата Гильада Шалита. Горе семей двух погибших солдат воспринимается как само собой разумеющееся. Надежда создает драму. Смерть, всего лишь грусть.

Трудности перевода: "харман"

В ходе написания "Салон (1)" обратился к залу за помощью с адекватным переводом сентиментального слова חרמן (харман). Результат превзошел все ожидания.

Салон (2)

Сижу сегодня в очереди в парихмахерской, жду пока Ави доделает рыжего мочаловолосного клиента. Листаю спортивный раздел «Едийот», никого не трогаю. Вдруг с улицы заходит Сарит - сестра Ави - восточная женщина, средней комплекции, лет, эдак тридцати пяти. И сразу с ее появлением охлажденный воздух парикмахерской начинает накаляться. Сарит в гневе. В ее устах проклятья и ругательства.
- Уроды, черные, двуногие твари, животные! – разоряется она, отвлекая всех присутствующих от их занятий. Кроме Ави, рыжего и меня в салоне больше никого не было. Ави интересует кого она так не любит. Сестра, продолжая изрыгать бранливые эпитеты, стала рассказывать нам о шаббате, проведенном ее семьей в народной здравнице Сáхнэ. Оказывается приступ мизантропии у девушки был следствием общения с «нашими двоюродными братьями», которых в Сахнэ хоть пруд пруди. Он в их арабском «Мишелине» получил все три звездочки. Чтоб не у кого не возникло сомнений Сарит сопровождала каждую очередь гневных эпитетов привязкой «эти арабы!». Но все и так уже были в курсе.
Из дальнейших вопросов Ави, пытающегося успокоить сестру фразами, типа «Не стоит так горячиться», «ты преувеличиваешь» и «не все арабы такие», мы узнали подробности. Выяснилось, что когда семейство Сарит вернулось к своему столику из бассейна, тот уже был оккупирован незванными кузенами. Мало того, что заняли чужое место, так еще и их «уродливые» дети размазали по всему столу кетчуп. Ретроактивное предложение Ави обратиться к ним и объяснить, что место было занято ранее, вместе с его лирическим замечанием «ну это же дети...», были размазаны по стене парикмахерской очередным взрывом ругательств.
Мы все еще пребывали в недоумении от неадекватности реакции и буйства негативных эмоций. И тут Сарит поставила все точки над «i», бросив в гневе: «А как он на меня пялился, собака!» Один из джигитов сверлил своими жгучими очами выдающийся бюст парикмахерши, обрамленный купальником, пока она, разгневаная, не потребовала от него отвести взгляд.
- Русские тоже пялиться любят, - бросила она, не глядя на меня, - но они делают это стильно! (Видимо решив понизить уровень ксенофобии в моих глазах и завоевать мои симпатии.) А эти – животные!...
- Все пяляться, какая разница, - целомудренно подметил Ави, косясь за окно. У них там в деревне такого не увидишь.
Сарит, не приняв ни один из его аргументов, однако, постепенно отходила. Возможно, учуяв во всем произошедшем, намек на комплимент своему сексапилу. В парихмахерской царила напряженная тишина, нарушаемая периодическими репликами Ави: «Ты смотри какая пошла!»...

Салон (1)

Стригусь я в семейной парихмахерской под моим домом. Ее содержит семья выходцев из Ирана: отец, сын и две дочери, попеременно беременеющие и рожающие детей. Я кладу свою голову под лезвия сына - Ави, экзистенциального философа и бабника. В отсутствии отца Ави руководит производством, поучая и уравновешивая "неразумных" и эмоциональных сестёр. Ави не похож на женственных коллег по цеху и часто демонстрирует свою нормативную направленность . Его кресло располагается у окна, как свидетельство его высокого положения в семейной иерархии. Ави извлекает максимальную выгоду из открывающейся его взору главной улицы города. Те кто полагают, что большое, во весь рост, прозрачное окно заведения служит витриной парихмахерской, явно заблуждаются. На самом деле прозрачная стена у кресла Ави является витриной Города, на которую он беззастенчиво пялится. Город выставляет на строгий и похотливый суд брадобрея своих, ничего не подозревающих, дочерей. И вердикт Ави выходит острый, как бритва. Редкая самка успевает пересечь пятачок у окна не получив его оценки. В некоторые моменты, когда рука кудесника скользит лезвием бритвы по моей шершавой шее, а глаза и сердце его устремлены туда - за окно, я начинаю нервничать и призывать Ави к порядку. Особенно опасно в этом плане лето, тянущееся у нас восемь месяцев, и пробуждающее заспанную в течение зимы душу мастера, острым дефицитом одежды на пешеходах. Ави женился пару лет назад и стал отцом двоих детей, что ни как не отразилось на обитательницах центральной улицы и на дискорсе по другую сторону стекла. За годы знакомства Ави прекрасно осведомлен о круге моих интересов и о моих предпочтениях в прическе. Поэтому, посадив меня к себе под нож, он не тратит время на вопросы о волосах, а сразу приступает к делу. Разговоры наши вращаются в основном вокруг межкультурных вопросов. Своих посетителей Ави разделяет по этническому признаку, что помогает ему объяснить их поведение. Под каждый поступок Ави подводит антропологический базис. Не состовляет исключения и его собственные семья и персона. Он рефлексивен и самокритичен. Иногда переключается на персидский для выяснения отношений со своими родичами-коллегами. Его отношение к своим корням эмбивалентное. Не смотря на то, что Ави уроженец страны, а его родители эммигрировали из Ирана в 50х, он хорошо владеет парси и не стесняется показывать это прилюдно. С другой стороны, он презрительно относится к многим рудиментам культуры предков, проявляющихся в поведении его родителей. Ави уважает русских и называет их "восточные среди ашкеназим" за душевную простоту и кураж. Во время разговора Ави успевает несколько раз ответить на телефонные звонки, поучить жизни сестер, мягко возразить на замечания отца, заглянуть пару раз под ножницы, менять положение моей головы и провожать взглядами и комментами проходящих за окном лицами женского пола. Исключение составляют дети и старухи, не попадающие на экран его радара. Учитывая почти непрерывный процесс стрижки, отвлекающий Ави от всех этих важных занятий, мне не разу не довелось увидеть на полу следов крови или обезображенных частей тела. Дело свое парень знает, рука у него не дрожит.
После серии терактов года два тому назад на скамейке у входа в парикмахерскую появился плюшевый мишка. На ленте, охватывающей его пузатый торс по диагонали выведена надпись: "מאבטח" (охранник).

Мысли по ходу

Можно ещё много цитировать. О языке и разговоре блатных, о "патриотизме", о межклассовых отношениях (цитировал ранее в постах об интеллигенции). Солженицынский "ГУЛАГ" бескраен, как тайга. И за каждой сосной находится какое-то открытие, проливающее свет на многие, интересующие меня вопросы. Поэтому прекращаю (зря зарекаюсь) цитировать здесь в таком объеме - кому интересно - пусть возьмется за оригинал.
Я представлял, что советская ментальность во многом складывалась из гулаговских бревен. Солженицин не только подтвердил это, но и открыл еще одну дверь, ведущую гораздо глубже - к крепостному праву. Учитывая, что крепостное право было отменено лишь в 1861, а Россия была аграрная страна, то масштабы распространения культурно-социальных явлений были громадными. Если добавить к этому глубину гулаговских метастаз, то глупо не ожидать перехода количественных изменений в качественные (все мы в глубине души марксисты :-) ). Нормы уголовной среды мало отличаются друг от друга в разных культурах. Однако, мало где они вросли так крепко и глубоко в нормативную жизнь, как в СССР\СНГ\России. Которое поколение продолжает платить за грехи отцов.

ГУЛАГ и скрытность

Важнейшим условием успеха в жизненной борьбе является для островитян ГУЛага их с к р ы т н о с т ь. Их характер и замыслы настолько глубоко спрятаны, что непривыкшему начинающему работодателю по началу кажется, что зэки гнутся как травка -- от ветра и сапога.8 (Лишь позже он с горечью убедится в лукавстве и неискренности островитян.) Скрытность - едва ли не самая характерная черта зэковского племени. Зэк должен скрывать своинамерения, свои поступки и от работодателей и от надзирателей, и от бригадира, и от так называемых "стукачей".9 Скрывать ему надо удачи свои, чтобы их не перебили. Скрывать надо планы, расчёты, надежды -- готовится ли он к большому "побегу", или надумал, где собрать стружку для матраца. В зэковской жизни всегда так, что открыться - значит потерять... Один туземец, которого я угостил махоркой, объяснил мне так (даю в русском переводе): "откроешься, где спать тепло, где десятник не найдёт - и все туда налезут, и десятник нанюхает. Откроешься, что письмо послал через вольного10, и все этому вольному письма понесут и накроют его с теми письмами. И если обещал тебе каптёр сорочку рваную сменить - молчи, пока не сменишь, а когда сменишь - опять же молчи: и его не подводи и тебе еще пригодится.11 С годами ээк настолько привыкает всё скрывать, что даже усилия над собой ему для этого не надо делать: у него отмирает естественное человеческое желание поделиться переживаемым. (Может быть следует признать в этой скрытности как бы защитную реакцию против общего закрытого хода вещей? Ведь от него тоже всячески скрывают информацию, касающуюся его судьбы.) Скрытность зэка вытекает из его к р у г о в о й н е д о в е р ч и в о с т и: он не доверяет всем вокруг. Поступок, по виду бескорыстный, вызывает в нём особенно сильное подозрение. Закон-тайга, вот как он формулирует высший императив человеческих отношений. (На островах Архипелага и действительно большие массивы тайги.)
8 Сравни у русских: "Лучше гнуться, чем переломиться."
9 Малозначительное островное явление, касаться которого в нашем очеркемы считаем излишним.
10 На островах есть своя почта, но туземцы предпочитают ею непользоваться.
11 Сравни у русских "нашел -- молчи, потерял -- молчи".
Откровенно говоря, параллелизм этих жизненных правил ставит нас несколько в тупик.