суббота, сентября 07, 2013

Хайфа, Зихрон и Герцлия

IMG_20130905_142141

IMG_20130905_144652

IMG_20130905_142945

IMG_20130905_142436

IMG_20130905_144333

IMG_20130905_145701

IMG_20130906_224108
Memory as a room, as a body, as a skull, as a skull that encloses the room in which a body sits. As in the image: "a man sat alone in his room".

P.Auster. The Invention of Solitude
Memory: the space in which a thing happens for the second time.

P.Auster. The Invention of Solitude

Like Обломову

“All of humanity's problems stem from man's inability to sit quietly in a room alone.”

  ― Blaise Pascal, Pensées

пятница, сентября 06, 2013

Шабат шалом!

Снова Хэми Роднер с новым и очень актуальным синглом "Исраблюз":


О детях

Разговаривал с А-ль, подругой и коллегой по педагогическому цеху. Выразил радость по случаю ранних каникул, которые в этом году пришлись на первую неделю учебного года*. И тут же вспомнил, что А-ль не только классный руководитель средней школы, но и мать двух маленьких детей. И мне подумалось, что существует обратная корреляция между расстоянием от детей и расстоянием от душевного покоя. Чем дальше одно тем ближе другое. И наоборот. В Израиле родители и система просвещения представляют собой сообщающиеся сосуды, перекачивающие детей из одного в другой. Вместе с ними кочуют заботы, затраты и головная боль. Если судить по постоянным требованиям родителей сократить летние каникулы (а в идеале отменить вообще) и постоянные жалобы педагогов по поводу приближающегося учебного года или скорого окончания праздников. Причем и те и другие говорят о любви к детям и не всегда кривят душой. Такое положение вещей заставляет серьезно задуматься о роли детей в нашей жизни.

* праздники и каникулы в Израиле отмечаются по еврейскому календарю, а учебный год – по Григорианскому.

Страсти по Обломову

С великим нетерпением, едва закончив чтение романа, я посмотрел экранизацию Михалкова “Несколько дней из жизни И.И.Обломова. Вместе с Чу, не читавшей Гончарова, мы получили большое удовольствие от фильма, в котором Михалков уделил основное внимание романтической составляющей романа – отношениям Обломова с Ольгой. После просмотра фильма напрашивается вывод о том, что основные страдания в жизни являются результатом наших собственных переживаний.  Дав волю эмоциям Обломов собственноручно втянул воздушный шар своего существования в зону сильной турбулентности. Вспоминаются слова из “Удивительного волшебника из страны ОЗ”:

— А как насчёт моего сердца? — робко осведомился Железный Дровосек.

— Не знаю, не знаю, — произнёс Оз. — По-моему, вы напрасно так хотите сердце. Если бы вы знали, как страдает от этого большинство людей! Поверьте мне, вам очень повезло, что у вас нет сердца.

По-моему, основная линия в “Обломове” – экзистенциальная. Центральная ось – между протагонистом Обломовым и антагонистом Штольцем. Главный конфликт -  между жизнью и смертью.

После первичной симпатии образ Штольца стал вызывать у меня подозрительность. Уж слишком идеален получался его персонаж. Комар носа не подточит. И совестлив, и деятелен, и справедлив. Но я не мог отделаться от мысли, что за неиссякаемой жизненной энергией и паталогической непоседливостью Штольца скрывается нечто, от чего он пытается скрыться. Мой внутренний Штирлиц, морзирует мне о страхе смерти. Именно в отношении к смерти я вижу главное различие между двумя главными героями. Если Штольц боится смерти, пытаясь замести свои следы мечась по глобусу и окунаясь с головой в пучину деятельности, то Обломов боится жизни с ее эмоциями, ответственностью и одиночеством. В фильме Михалкова отсутствуют злодеи, типа Тарантьева и  Ивана Матвеевича. В романе они напоминают нам, что в жизни, помимо душевных мук, на которые обрекают себя духовно и интеллектуально высокоразвитые гомо сапиенсы, существует и объективное зло. Мир в романе Гончарова выглядит опасным местом, особенно для  не повзрослевшего ребенка - Обломова. Сперва может показаться, что Обломов тоже боится смерти, опасаясь простуды, холода и сквозняков. Но со временем я пришел к выводу, что подсознательно он жаждал смерти, где его ждали столь желанный покой и встреча с единственной любимой женщиной – его матерью. Не случайно, единственная смерть в конце книги – обломовская. Именно поэтому можно назвать финал романа – хэппи эндом. Все получили по заслугам. Справедливость восторжествовала.

 

ШШШШ

четверг, сентября 05, 2013

воскресенье, сентября 01, 2013

העולם מצחיק (2012)

Замечательный фильм Сами Зархина "аОлам мацхик" ("Мир смешной"(?)), который можно определить, как трагикомедия. Не уверен, что иностранному зрителю (в английском переводе "World Is Funny") будут понятны столь израильские явления, как "аГашаш аХивер"* и "Тверия"**, но при случае непременно стоит посмотреть. Для израильского зрителя фильм - сплошное удовольствие (по всем кинематографическим статьям). Не удивительно, что фильм номинировался по рекордному числу (15) категорий на приз израильского киноискусства "Офир" (но победил только по одной - "кастинг").



ШШШШ

* "Бледный следопыт" - культовое комическое трио
** город в Израиле

Дао. Урок 8.

image

жэнь > человечность
Я не забываю,что цель моей жизни -самосовершенствование

По мнению Конфуция - великого мудреца, без которого Китай не был бы тем, что он есть, - человек не плох и не хорош, главное, что он способен совершенствоваться. Достойного человека от заурядного отличает «жэнь», или добродетель человечности: это та искра, благодаря которой человек осознает самого себя, отличает себя от других существ, задумывается о моральной стороне своих поступков. Работать над тем, чтобы стать человечным в полной мере, - значит создавать самого себя, беря за основу свои способности и неуклонно их развивая. Конфуций называет это «исследованием»; по существу это не что иное, как работа над собой.

К чему стремиться
• Я стараюсь всегда жить по совести: в своих поступках я исхожу из того, что интересы других людей выше моих собственных.
• Когда я сомневаюсь, как поступить,я спрашиваю себя: «А как бы поступил достойный человек? И что бы сделал человек заурядный?»
• Я приучаю себя к дисциплине,поскольку она - моя лучшая помощница.

Чего избегать
• Я не пытаюсь скрыть, что мне недостает каких-то качеств; я стараюсь выработать их в себе.
• Я не подпадаю под влияние общественного мнения, мнения соседей или еще кого-нибудь. У меня есть только одна шкала ценностей - моя собственная.
• Я не сокрушаюсь, если мои достоинства не признаны. Меня огорчают только мои недостатки.

«Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается». 

Конфуций