суббота, сентября 07, 2013
Like Обломову
пятница, сентября 06, 2013
О детях
Разговаривал с А-ль, подругой и коллегой по педагогическому цеху. Выразил радость по случаю ранних каникул, которые в этом году пришлись на первую неделю учебного года*. И тут же вспомнил, что А-ль не только классный руководитель средней школы, но и мать двух маленьких детей. И мне подумалось, что существует обратная корреляция между расстоянием от детей и расстоянием от душевного покоя. Чем дальше одно тем ближе другое. И наоборот. В Израиле родители и система просвещения представляют собой сообщающиеся сосуды, перекачивающие детей из одного в другой. Вместе с ними кочуют заботы, затраты и головная боль. Если судить по постоянным требованиям родителей сократить летние каникулы (а в идеале отменить вообще) и постоянные жалобы педагогов по поводу приближающегося учебного года или скорого окончания праздников. Причем и те и другие говорят о любви к детям и не всегда кривят душой. Такое положение вещей заставляет серьезно задуматься о роли детей в нашей жизни.
* праздники и каникулы в Израиле отмечаются по еврейскому календарю, а учебный год – по Григорианскому.
Страсти по Обломову
С великим нетерпением, едва закончив чтение романа, я посмотрел экранизацию Михалкова “Несколько дней из жизни И.И.Обломова. Вместе с Чу, не читавшей Гончарова, мы получили большое удовольствие от фильма, в котором Михалков уделил основное внимание романтической составляющей романа – отношениям Обломова с Ольгой. После просмотра фильма напрашивается вывод о том, что основные страдания в жизни являются результатом наших собственных переживаний. Дав волю эмоциям Обломов собственноручно втянул воздушный шар своего существования в зону сильной турбулентности. Вспоминаются слова из “Удивительного волшебника из страны ОЗ”:
— А как насчёт моего сердца? — робко осведомился Железный Дровосек.
— Не знаю, не знаю, — произнёс Оз. — По-моему, вы напрасно так хотите сердце. Если бы вы знали, как страдает от этого большинство людей! Поверьте мне, вам очень повезло, что у вас нет сердца.
По-моему, основная линия в “Обломове” – экзистенциальная. Центральная ось – между протагонистом Обломовым и антагонистом Штольцем. Главный конфликт - между жизнью и смертью.
После первичной симпатии образ Штольца стал вызывать у меня подозрительность. Уж слишком идеален получался его персонаж. Комар носа не подточит. И совестлив, и деятелен, и справедлив. Но я не мог отделаться от мысли, что за неиссякаемой жизненной энергией и паталогической непоседливостью Штольца скрывается нечто, от чего он пытается скрыться. Мой внутренний Штирлиц, морзирует мне о страхе смерти. Именно в отношении к смерти я вижу главное различие между двумя главными героями. Если Штольц боится смерти, пытаясь замести свои следы мечась по глобусу и окунаясь с головой в пучину деятельности, то Обломов боится жизни с ее эмоциями, ответственностью и одиночеством. В фильме Михалкова отсутствуют злодеи, типа Тарантьева и Ивана Матвеевича. В романе они напоминают нам, что в жизни, помимо душевных мук, на которые обрекают себя духовно и интеллектуально высокоразвитые гомо сапиенсы, существует и объективное зло. Мир в романе Гончарова выглядит опасным местом, особенно для не повзрослевшего ребенка - Обломова. Сперва может показаться, что Обломов тоже боится смерти, опасаясь простуды, холода и сквозняков. Но со временем я пришел к выводу, что подсознательно он жаждал смерти, где его ждали столь желанный покой и встреча с единственной любимой женщиной – его матерью. Не случайно, единственная смерть в конце книги – обломовская. Именно поэтому можно назвать финал романа – хэппи эндом. Все получили по заслугам. Справедливость восторжествовала.
ШШШШ
четверг, сентября 05, 2013
воскресенье, сентября 01, 2013
העולם מצחיק (2012)
Дао. Урок 8.
жэнь > человечность
Я не забываю,что цель моей жизни -самосовершенствование
По мнению Конфуция - великого мудреца, без которого Китай не был бы тем, что он есть, - человек не плох и не хорош, главное, что он способен совершенствоваться. Достойного человека от заурядного отличает «жэнь», или добродетель человечности: это та искра, благодаря которой человек осознает самого себя, отличает себя от других существ, задумывается о моральной стороне своих поступков. Работать над тем, чтобы стать человечным в полной мере, - значит создавать самого себя, беря за основу свои способности и неуклонно их развивая. Конфуций называет это «исследованием»; по существу это не что иное, как работа над собой.
К чему стремиться
• Я стараюсь всегда жить по совести: в своих поступках я исхожу из того, что интересы других людей выше моих собственных.
• Когда я сомневаюсь, как поступить,я спрашиваю себя: «А как бы поступил достойный человек? И что бы сделал человек заурядный?»
• Я приучаю себя к дисциплине,поскольку она - моя лучшая помощница.
Чего избегать
• Я не пытаюсь скрыть, что мне недостает каких-то качеств; я стараюсь выработать их в себе.
• Я не подпадаю под влияние общественного мнения, мнения соседей или еще кого-нибудь. У меня есть только одна шкала ценностей - моя собственная.
• Я не сокрушаюсь, если мои достоинства не признаны. Меня огорчают только мои недостатки.
«Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается».
Конфуций