суббота, июня 29, 2013

пятница, июня 28, 2013



Шабат шалом!

Эстер Рада: Life Happens

Угетсу Моногатари

Эпизод с лодкой, скользящей по водам озера в туманном пейзаже, наверное, один из самых знаменитых в истории кино. Для меня, для многих людей моего поколения этот эпизод незабываем, ведь он стал символом мощи кинематографического искусства.
Я хочу понять его во всех деталях, потому что мне кажется, что этот эпизод объединяет в себе одном все основы и все чаяния, связанные с этим искусством.
Несомненно, в нем есть экзотика. Это ожившая картина. Тут есть все штампы японского искусства живописи: можно вспомнить Хокусая, картины, изображавшие Внутреннее море, знаменитую лодку, в которой плывут монахи, символ мимолетности жизни на этой земле. Медленностью, величием он напоминает о буддизме, а особенно — о поэзии хокку с ее минимализмом. Есть в нем и протяжность театра но, того песнопения, где есть строгая схема выражаемых чувств.
Кроме того, это ведь не центральный эпизод. На самом деле он — вторые врата, которые надо миновать, чтобы войти в фильм, — первыми была сцена ночного грабежа. Этот эпизод тоже о войне, насилии, непостоянстве и слабостях людских. Через эти врата мы попадаем в фантасмагорию. Протяженные воды, которые путники должны переплыть, чтобы добраться до города Омидзу, — это пустое пространство, разделяющее жизнь и смерть. Вторгаясь в эту область, Гэндзюро, Тобэй и Охама идут навстречу своей судьбе. Они теряют свое земное счастье.
 Носовая часть лодки медленно выплывает из тумана, проскальзывая между водой и небесами, в окружении испарений. Но еще прежде, чем мы сможем разглядеть тех, кто в лодке, мы слышим голос Охамы, она протяжно поет под ритмичный и очень глухой барабанный бой. В этой сцене нет ничего от реальности — лодка плывет сама по себе, и повороты Охамы, опирающейся на длинный шест, стоя у кормы, никак не могут управлять ее движением. Да и сам пейзаж кажется нереальным. У тумана, у воды странная тяжелая плотность, они словно нарисованная декорация (а ведь Мидзогути был известен тем, что предпочитал снимать главным образом на натуре). Все в этой сцене кажется почти символичным. Скорее надо бы сказать, что тут все одушевлено, все живое, все пронизано мыслью.



Чувство, которое у нас вызывают «Сказки туманной луны после дождя», основано на красоте образов, на медленном ритме эпизодов, подобном сопровождающему их тяжелому бою барабанов. Но оно рождается еще и из искренности, остроты и силы выражаемых эмоций, обжигающей правды. Вспоминаю, какое откровение испытал я в самые первые мгновения фильма от этих сцен, открывших мне ту долину отчаянной нищеты, в которой живут Гэндзюро, Мияги, Тобэй, Охама. Тогда я позабыл, что эти человеческие существа — японцы, что они говорят на другом языке и живут по иным законам. Я оказался в их мире, они стали частью меня, как и я стал частичкой их самих. Их фантастическое стало моей повседневностью.

Да, кино было японским в ту удивительную послевоенную эпоху, породившую столько шедевров: «Бирманскую арфу» и «Полевые огни» Итикавы, «Интенданта Сансё» Мидзогути, «Семь самураев», «Мададайо», «Жить» Куросавы, до великолепной «Легенды о Нарайяме» Имамуры. Из праха национализма, из тигля тотальной разрухи Япония выплавила искусство, сломавшее все преграды.

 Ж.-М. Г. Леклезио. Смотреть кино

Formidable


четверг, июня 27, 2013

Ни один покойник не появился …

Смешное и несправедливое невезенье сопровождало нас до конца Backdoor*… Мы прождали 5 часов, но ни один покойник не появился и не было церемонии.** Это огромное невезение, так как в 95 случаях [из 100] … Главное, что мы покончили с этим дурацким Backdoor и мы наконец-то в хорошем хостеле в Шангри Ла.
Я пришел к выводу, что “Backdoor” – это изобретение скупых израильтян, которые предпочитают сэкономить на полете из Шангри Ла в Чэнджу с целью спать в плохих хостелях в удаленных деревнях, испытать длинные и утомительные переезды, наслаждаться среднего качества пейзажами и познакомиться с тибетцами (очень простые и приятные, но очень, очень не умные люди). Backdoor должен был предоставить все то, что мы получили в Бирме, но на проверку оказался неудачей. Неспроста только израильтяне делают его – испытание для скупых …
Мы прошли его с большой долей смеха и иронии, так что все в порядке.
Прибыли в Шангри Ла. Отсюда мы планировали выйти в пятидневный поход в Deqin и Yubeng – треки с потрясающими видами, но невезенье продолжается – прогноз предвещает дожди в течении недели. Поэтому, по всей видимости, будут изменения в планах. В любом случае, я прибываю в Гонг Конг 14го на автобусе или на самолете, в зависимости от того в какой части Китая я буду в то время.
Д.
* “В обход” – маршрут в обход главных путей
** В планах путешественников было посещение церемонии “небесного погребения”. Рука судьбы оградила юных исследователей от этой неприкрытой и безжалостной встречи со смертью.

Same old song and dance


Полицейские шутят?

Интерактивность навигационной программы "Waze", с помощью которой водители предупреждают друг друга о пробках, авариях, полицейских засадах и прочих помехах на пути, оказалась сегодня палкой о двух концах. Из приблизительно дюжины сообщений о предстоящем присутствии полиции, только два  вылились в реальных ментов. На шестом шоссе я видел полицейского на мотоцикле, что могло объяснить его "одновременное" присутствие в нескольких местах на трассе. В других случаях у меня возникла навязчивая мысль о том, что полиция пользуется той же программой для усиления бдительности водителей. Едет себе патрульная машина и жмёт на кнопку "Полиция" где им только вздумается, а водители, получая извещение о "западе" притормаживают за выделенные программой 500 метров. В итоге борьба с ДПП и реальная экономия народных денег. Это и дешевле и эффективнее картонных полицейских машин, которыми полиция компенсировала нехватку средств и персонала в недавнем прошлом. А может это просто действия одиночки-злоумышленника? Время покажет.

Reframing

На рабочей встрече с офицерами в учебке пехотной части командир роты сказал, что завидует своему солдату, который в свои 22 года уже успел выучиться (ВА по менеджменту) и повидать мир (репатриировался из США в Израиль). В рамках моральной поддержки я предложил ему задаться вопросом о том, ЧТО после всех этих достижений, в свои 22, этот солдат делает на КМБ в "Голани". Командиру явно полегчало и мне показалось, что в его голове замелькали давно вынашиваемые планы, связанные с приближающимся дембелем.

вторник, июня 25, 2013

Укикуса моногатари (1934)

Искусство Одзу может послужить примером, ибо оно лишено всяческой напыщенности и свидетельствует о высшей степени мастерского владения профессией. Тут нечто вроде интуитивного предчувствия всего того, чем станет кино современное, — в ритме, нарезке планов, сцеплении эпизодов. «Повесть плавучих трав» окончательно отделяет немое кино от искусства пантомимы — и еще это будет последний немой фильм Одзу, поскольку в 1936 году он придет в кино звуковое с фильмом «Хитори мусуко» («Единственный сын»). Без символов, без выспренних речей, без кривляния и бессмысленных ужимок, просто используя одни лишь картины реальной жизни, Одзу успешно передает для нас тревогу своих главных героев, их страх перед будущим, то, как трудно им пойти на компромисс с действительностью. Каждый персонаж воспринимается как чрезвычайно живой, со всеми его недостатками, притворством и со всей своей искренностью. Роль женщин в поисках счастья, без сомнения, центральная тема фильмов Одзу: их воля, их замкнутость, стремление к согласию и сочувствие. Это они управляют миром, одинаково успешно справляясь с этим как в безопасных условиях дома, так и в поисках приключений. Это ощущение реальности и интимной задушевности Одзу возводит в принцип своего искусства. Он снимает человеческие особи такими, как они живут на свете или, может быть, какими их видят собаки: камера устанавливается на расстоянии двадцати сантиметров от пола, чтобы быть вровень с ними, когда они сидят на полу. При том, что голосов их не слышно, планы чередуются так, что диалог выглядит живым. Одзу пользуется приемом пропуска, планы сменяют друг друга быстро, без ненужных эффектов. Иллюзия присутствия такова, что вот-вот вы забудете о том, как стар этот фильм, у него даже нет звуковой дорожки. Как будто слышишь и голоса актеров, и их песни, их смех. Одзу показывает нам человеческие существа в их восхитительной обыденности.

Леклезио. Смотреть кино.



ШШШШ

Каникулы ...

Сегодня провел последнюю встречу с учениками в этом году. В  прошлые годы на заключительных встречах с выпускниками  для  подведения итогов 3-4 лет в проекте я предлагал карты "Мерилин" с картинкой и тестовым посланием. На этот раз мы подводили итоги в экзистенциальном философском русле. Ибо нет ничего лучше философии для подведения итогов длинного и значительного процесса. Я предложил каждому выпускнику вкратце сформулировать свои умозаключения по 5 пунктам:

1. О ЖИЗНИ
Жизнь ... \ В жизни ....


2. О ЛЮДЯХ
Люди ... \ Человек ....


3. О ДРУЖБЕ
[Настоящая\ий] Дружба\ Друг ...


4. О ДОБРЕ и ЗЛЕ


5. О САМОМ ГЛАВНОМ


Выпускники прекрасно справились с заданием, продемонстрировав  серьезное знание предмета жизни. Даже если что-то и звучало банально, то на самом деле таковым не являлось ибо было результатом пережитого и усвоенного на собственном и уникальном опыте. Подавляющее большинство установок были положительными, что наполнило меня уверенностью в правильности пути. Не все смогли справиться со всеми вопросами, но с интересом учавствовали в процессе.

понедельник, июня 24, 2013

«Аталанта» несет в себе воодушевление и природное изящество молодости, но это фильм не о молодости. Как во всех великих произведениях, в нем есть весомость опыта, мастерство выразительных средств и зрелость чувств. Кадры, в которых «Аталанта» тихонько скользит по глади вод, вся эта разруха и опустошенность на окраинах большого города, немножко безвкусная поэзия простонародья, кислое молодое вино, веселая насмешка, лицо Диты Парло, ее радость, ее обнажившаяся детскость, желание жить и любопытство к жизни — вот те коды, которые использует в своем киноязыке Жан Виго. С реальностью у этого ничего общего нет. Это перемешано со смертью, с отчаянием, с сознанием вселенской изменчивости. Вот почему это так волнует нас, мы живем, смеемся и переживаем вместе с ним, ибо каждый миг, каждая сцена, каждый кадр дают нам понять, что в этом и состоит работа киноискусства — показать нам незавершенное в преходящем, бесконечное в мимолетном.
 
Ж-М.Г.Эклезио. Смотреть кино

воскресенье, июня 23, 2013

Full Moon

IMG_20130623_201027

20130623_203733

Дао. Урок 4

image

Инь > женское начало и ян > мужское начало

Я приучаюсь мыслить в понятиях «инь» и «ян»
Энергия ци не статична, а ее движение не является односторонним: она состоит из двух энергий - знаменитой пары инь и ян. Первая символизирует тьму, холод, слабость, пластичность, внутреннее, то есть женское начало. Вторая соотносится со светом, теплом, силой, величием, твердостью, внешним, то есть с мужским началом. Обе эти энергии присутствуют и в мужчине, и в женщине. Когда мы громко и уверенно выражаем себя, мы задействуем ян; а когда слушаем или размышляем - инь. Если мы научимся распознавать в себе эти два начала, то сможем работать над тем, чтобы они уравновешивали друг друга. А различая их проявления в окружающем мире, мы получаем возможность действовать более эффективно.

К чему стремиться
•Во время спора я выслушиваю аргументы противника (инь), прежде чем раскрыть свои карты и перейти к действию (ян).
•Столкнувшись с дилеммой, я все спокойно обдумываю (инь). Но,сделав выбор, я тверд в своем решении (ян).
•Двигаясь вперед (ян), мы иногда отступаем (инь). Три шага вперед,один назад - вот мой девиз.

Чего избегать
• Я не соглашаюсь со всем подряд (избыток инь). Бывают обстоятельства, когда нужно уметь выразить свое возмущение.
• Я не путаю уверенность в себе с высокомерием (избыток ян). Верить в себя вовсе не значит подавлять кого бы то ни было.
• Невнимание к собственной усталости говорит об избытке ян. Лучше сделать паузу и приняться за дело с новыми силами.

«Жизнь мудрого человека - воплощение воли Неба. В покое она обладает всеми добродетелями инь. В движении обретает силу ян».

Чжуан-Цзы