суббота, февраля 18, 2012

Появление израильской клубники  в феврале украинской зимы равносильно взрыву бомбы.

(Из свидетельства пострадавшего Ш.)
По ашкелонскому тротуару шло два волкодава. Два других: волкодав-папа и волкодав-сын вели их за поводки.
Задача от отца.

Дано: Вчера утром папа вышел из пункта А (Ашкелон) в пункт Б (Бейт Шемеш) по грибы. Одновременно с ним мама вышла из пункта Д (дом) в пункт С (супермаркет) по грибы, мясо и прочие витамины.

Вопрос: Из чьих грибов мама сварила суп?
Труд превратил замечательную, полную сил и энергии обезьяну в homo sapiens. Вялый, ни на что ни способный отросток бытия…

Д. Дейч. Зима в Тель Авиве

пятница, февраля 17, 2012

Шабат шалом!

Каролина выпустила вчера новый альбом - "Зоар" ("Сияние").

"Аль теахер" ("Не опаздывай"), акустическая версия:

Cortez The Killer

четверг, февраля 16, 2012

Север

В силу трагических обстоятельств у нас неожиданно оказалась Наташа Шульц. Сегодня утром я сказал ей что еду на север. Она спросила где это. Я сказал, что сегодня мой север на расстоянии 120 км от дома.*

Север встречал меня солнцем. Но за перекрестком Голани начиналась власть тьмы. До перекрестка - солнце и свет, а за ним - тьма. А между ними местное отделение Мак Дональдс и неизменные солдаты, находящиеся за границей света и тьмы.

Собственно, Север …

дальний:

IMG_2203

и ближний:

IMG_2204

IMG_2206

* У жителей Эйлата Севером считается все что севернее пустыни Арава. Даже Беер Шева.

среда, февраля 15, 2012

ו.פראנקל. אדם מחפש משמעות

“Вы, может быть, захотите упрекнуть меня, что я привожу примеры, которые являются исключениями из правил. «Sed omnia praectara tam difficilia quam rara sunt» (но все великое настолько же трудно выполнить, насколько редко оно встречается). Это последняя фраза из Этики Спинозы.”

В.Франкл. Человек в поисках смысла

16512

Логотерапия – экзистенциальная теория Виктора

Франкла, создавшего ее на нарах концентрационного лагеря. Более сильной эмпирической базы для объяснения человеческой природы сложно даже представить. Предполагаю, что мнение о ценности и основных постулатах его работы можно составить на основание многочисленных цитат, приведенных ранее.

ШШШШ

The Spanish Archer

Смерть

Третий аспект трагической триады касается смерти. Но он точно так же касается жизни, потому что все время умирает очередной маленький момент, из которого состоит жизнь, и он больше никогда не возвратится. И разве не его преходящесть является напоминанием, которое призывает нас использовать наилучшим возможным образом каждый момент нашей жизни? Конечно, так и есть, и отсюда мой императив: Живите так, как будто вы живете во второй раз, и поступили в первый раз так неверно, как собираетесь поступить сейчас.

Наши способности поступить правильно, возможность осмысленных действий, зависят от необратимости жизни. Но благодаря той же необратимости эти возможности дано воплотить. Ведь как только мы использовали открывшуюся возможность и реализовали потенциальный смысл, мы сделали это раз и навсегда. Мы отправили это свершение в прошлое, где оно будет находиться в целости и сохранности. В прошлом ничего не теряется безвозвратно, а наоборот, хранится как сокровище. Разумеется, люди склонны видеть только сжатое поле преходящего и забывают о существовании полных житниц прошлого, в которое они принесли урожай своей жизни: совершенные ими деяния, пережитую любовь, и наконец, страдания, через которые они прошли мужественно и достойно.

В.Франкл

Вина

Обратившись ко второму аспекту трагической триады, к вине, я хотел бы отступить от теологического понятия, которое всегда меня занимало. Я говорю о том, что называется mysterium iniquitatis, что означает - преступление при окончательном анализе остается необъясненным в той степени, в которой нельзя полностью проследить его истоки в биологических, психологических и/или социологических факторах. Но ведь полное объяснение чьего-либо преступления было бы оправданием вины этого человека, который таким образом рассматривается не как свободная и ответственная за свои поступки личность, а как машина, подлежащая починке. Даже сами преступники питают отвращение к таким объяснениям и предпочитают брать на себя ответственность за свои поступки.

В.Франкл

Страдание

Значит ли это, что страдание незаменимо для открытия смысла? Ни в коем случае. Я только утверждаю, что смысл доступен, несмотря на - и мало того, через - страдание, но лишь если страдание действительно неизбежно, как замечено во второй части этой книги. Если его возможно устранить, то смысл будет как раз в устранении его причины, потому что ненужное страдание - это мазохизм, а не героизм. Если, с другой стороны, нельзя изменить ситуацию, причиняющую страдание, то можно выбрать свое отношение к нему. 

Ф.Франкл

вторник, февраля 14, 2012

Трагический оптимизм

Давайте сначала спросим себя, что следует понимать под «трагическим оптимизмом». Кратко говоря, это означает, что человек является, и остается, оптимистом, несмотря на «трагическую триаду», как это называется в логотерапии; триаду, состоящую из тех сторон существования человека, которые могут быть обозначены как (1) боль, (2) вина и (3) смерть. Эта глава посвящена вопросу: как можно сказать жизни «Да», несмотря на все это? Если поставить вопрос иначе, как может жизнь сохранить свой потенциальный смысл, несмотря на свои трагические стороны? В конце концов, «говорить «Да» жизни, несмотря на что бы то ни было», как звучит название одной из моих немецких книг, как раз предполагает, что жизнь потенциально имеет смысл при любых условиях, даже самых несчастных. И это в свою очередь предполагает, что способность человека к творчеству превращает отрицательные стороны жизни в нечто позитивное и конструктивное. Другими словами, суть в том, чтобы использовать наилучшим образом любую данную ситуацию. «Наилучшее» на латыни называется optimum - вот почему я говорю о трагическом оптимизме, т.е. оптимизме перед лицом трагедии и с учетом потенциала человека, который в своем максимуме позволяет (1) обратить страдание в достижение и подвиг; (2) использовать вину как случай изменить себя к лучшему; и (3) найти в преходящести (конечности) жизни стимул к ответственным поступкам.

В.Франкл. ЧВПС

Формула любви

После того, как сегодня на подшефной базе утешал экзистенциальными истинами двадцатилетнего солдата, предательски оставленного подругой, я продолжил исследование смысла любви с десятиклассниками в подшефной кибуцной школе. Я предложил ребятам создать три скульптуры любви из подножного материала, выделив сначала для себя ее основные аспекты.

Одно из произведений:

IMG_2195 

Черновик

IMG_2198

Конечный результат

Обсуждали разницу между любовью и влюбленностью. Одна  девочка дала замечательное определение обоим:”Когда человек влюблен он видит только положительные стороны своего партнера. Когда любит – видит все: и хорошее и плохое.”

В заключение я прочел детям XXI главу "Маленького принца".

2 песни

Я всегда считал Грейс Джонс артистом одной песни (которую могу слушать без конца). Недавно ведомый любопытством скачал ее сборник The Collection. После его двухкратного прослушивания мое мнение сдвинулось еще на одну песню:


Я наслаждался песней во время ведения машины, вздрагивая каждый раз при визге тормозов в динамиках.

Но больше двух хитов мне, к сожалению, не удалось выжать. Love Is a Drug, например, звучит гораздо интереснее в исполнении Брайана Ферри и Roxy Music:


Человеческое существо - не просто одна из ряда вещей; вещи определяют одна другую, в то время как человек в конечном счете независим. Каким он становится - в пределах своих способностей и среды - зависит от него самого. Например, на таком испытательном полигоне, как концлагерь, мы сами видели, как некоторые из нас вели себя как свиньи, в то время как другие жили как святые. У человека есть обе возможности; какую из них он реализует, зависит от его решений, а не от внешних условий.
Наше поколение - это поколение реалистов, ибо нам стало известно, что такое на самом деле человек. В конце концов, человек - это существо, которое изобрело газовые камеры Освенцима; однако он также и то существо, которое входило в эти камеры с гордо поднятой головой, с молитвой или Шма Исраэль на устах.

Там же.

Свобода и ответственность

Однако свобода - это еще не самоцель, а только половина дела. Свобода - всего лишь негативная (обратная) сторона цельного понятия, позитивной (лицевой) стороной которого является ответственность. Действительная свобода может выродиться в простой произвол, если она не ограничена ответственностью. Вот почему я рекомендую, чтобы статуя Свободы га восточном берегу Америки была дополнена статуей Ответственности на западном берегу.

В.Франкл. ЧВПС

Сейфити батоп

На этой неделе вернулся на главную подшефную базу. К своему великому удивлению обнаружил, что при хорошей погоде с определенной точки можно увидеть озеро Кинерет. И это после почти десятилетия работы там.

За этим грандиозным открытием последовали два поменьше.

1. В подразделение изучения иврита вывешена наглядная агитация за осторожное обращение с оружием:

IMG_2193

Фрагмент стенгазеты с заголовком “Сеэйфити батоп”. По мнению командиров такая формулировка поможет солдатам-репатриантам лучше понять содержание плаката. Я выразил серьезные сомнения.

2. Образчик армейского арта:

IMG_2194

В чем ему завидовать молодому человеку?

Логотерапия, помня о неизбежной конечности жизни человека, побуждает его не к пессимизму, а к активности. Образно говоря, пессимист напоминает человека, который со страхом и печалью наблюдает, как его настенный календарь с каждым прошедшим днем делается все тоньше и тоньше. С другой стороны, человек, активно решающий свои жизненные проблемы, подобен тому, кто, снимая с календаря очередной листок, делает на нем несколько дневниковых записей и бережно присоединяет его к предшествующим. Он гордо и радостно озирает свои богатства, отраженные в этих заметках, и жизнь, уже прожитую во всей ее полноте. Какое значение для него имеет то, что он уже состарился? Есть ли у него хоть какой-то повод завидовать окружающим его молодым, или приходить в ярость оттого, что его юность уже прошла? В чем ему завидовать молодому человеку? По поводу ожидающих его возможностей предстоящего ему будущего? «Нет, благодарю вас» - подумает он. «Вместо возможностей, в моем прошлом уже есть свершения, и не только реальность выполненной работы и пережитой любви, но и реальность мужественно перенесесенных страданий. И именно своими страданиями я особенно горжусь - это те вещи, которые не могут вызвать зависти.»

В.Франкл. ЧВПС

понедельник, февраля 13, 2012

Разумеется, бытие человека конечно и его свобода ограничена. Он не свободен от условий, но он обладает свободой занять ту или иную позицию по отношению к этим условиям. Я однажды высказал это так: «Как профессор в двух областях - неврологии и психиатрии - я полностью сознаю пределы, в которых человек подвластен биологическим, психологическим и социальным условиям. Но кроме того, что я профессор в двух областях медицины, я еще и человек, выживший в четырех лагерях - концентрационных лагерях - и в этом качестве могу свидетельствовать, в какой невероятной степени человек способен не поддаваться и мужественно противостоять даже самым худшим из мыслимых условий.»

В.Франкл. ЧВПС

Леня Федоров - Заведующий

К северо-востоку от Кармиэля

IMG_2188

IMG_2190

IMG_2191

IMG_2192

Нельзя успокоить психодинамической интерпретацией естественный страх, вроде страха смерти; с другой стороны, невротический страх (боязнь открытого пространства или толпы) не может быть побежден философским пониманием и логическими доводами. Однако в логотерапии разработана особая техника для таких случаев. Чтобы понять, что происходит при использовании этой техники, мы начнем с расстройства, часто наблюдаемого у невротиков - тревожное предвидение. Для этого состояния характерно, что оно провоцирует именно тот страх, которого опасается пациент. Например, тот, кто боится смутиться, входя в большое помещение со множеством людей, действительно более других склонен краснеть от смущения. В этом контексте можно дополнить поговорку «Желание - это отец мысли» другой: «Страх - это мать происшествия.»
По иронии, как страх вызывает как раз то, чего боишься, точно так же усиленное намерение мешает человеку достичь того, чего он так хочет.

В.Франкл. ЧВПС

воскресенье, февраля 12, 2012

Две крайности

Экзистенциальный вакуум проявляет себя главным образом в состоянии скуки. Сейчас мы можем понять Шопенгауэра, когда он сказал, что человечество очевидно обречено вечно шататься между двумя крайностями - бедствиями и скукой. Фактически скука в наше время вызывает больше проблем и доставляет психиатрам больше хлопот, чем бедствия. И эти проблемы становятся все более острыми, потому что прогресс автоматизации обещает нам все большее количество свободного времени, доступного среднему работнику. Как обидно, что многие из них не будут знать, что с ним делать.

Он же. Там же.

Двойная утрата

Экзистенциальный вакуум - широко распространенное в двадцатом веке явление. Его легко объяснить; в нем виновата двойная утрата, которую человек перенес с тех пор, как стал настоящим человеческим существом. В начале своей истории человек утратил часть животных инстинктов, которые определяли поведение животного и служили ему охраной. Такая охрана, как и Рай, навсегда потеряна для нас; нам приходится принимать решения сознательно. Вдобавок, произошла еще одна утрата, причем на совсем недавней ступени развития: традиции, которые долго служили надежной опорой поведения человека, сильно ослабели. Теперь ни инстинкты не говорят ему, что нужно делать, ни традиции - как следует поступать; иногда он даже сам не знает, чего ему хочется. Вместо этого, человек либо стремится поступать так, как другие (конформизм), либо делает то, что другие от него хотят (тоталитаризм).

В.Франкл. ЧВПС

Ноо-динамика

Можно считать, что душевное здоровье основано на определенной степени напряжения, вызванного разницей между тем, что уже достигнуто, и тем, что еще нужно совершить; разрывом между тем, что ты есть, и чем ты должен стать. Такое напряжение присуще человеческому существу, и поэтому незаменимо для душевного благополучия.Так что не стоит колебаться, ставить ли перед человеком задачу поиска потенциального смысла его жизни, который ему надо осуществить. Только так мы можем пробудить в нем волю к смыслу, которая находится в латентном (спящем) состоянии. Я считаю опасным ложное понятие душевной гигиены, предполагающее, что человек в первую очередь нуждается в равновесии, или, как это называется в биологии, «гомеостазе», т.е. в ненапряженном состоянии. В чем человек действительно нуждается - так это не в расслаблении, а скорее в стремлении к значительной цели, свободно выбранной задаче, - и в борьбе за ее выполнение. Он нуждается не в снятии напряжения любой ценой, а в зове потенциального смысла, ждущего от него осуществления. Человеку нужен не гомеостаз, а то что я называю ноодинамикой, т.е. экзистенциальная динамика в силовом поле напряжения, где один полюс является смыслом, который следует осуществить, а другой полюс - сам человек, который и должен это сделать. И не надо думать, что это верно только в нормальных условиях; для невротиков это еще полезнее. Если архитектор хочет укрепить обветшавшую арку, он увеличивает лежащий на ней груз, потому что тогда ее части крепче соединяются друг с другом. И если врач хочет укрепить душевное здоровье пациента, он не должен боятья создать значительное напряжение, переориентируя его по направлению к смыслу жизни.

В.Франкл. ЧВПС
Сегодня, 12.2.12, в воздухе запахло весной.
+22С

Зимний 2й


IMG_3428

IMG_3705

Неизвестный автор. февраль 2012. Винница. -25С

Логотерапия - воля к смыслу

Поиск смысла жизни - это основная мотивация человеческой жизни, а вовсе не «вторичная рационализация» (сознательное объяснение) инстинктивных побуждений. Этот смысл уникален и специфичен, так как должен быть найден и осуществлен только самим человеком ; только тогда он может удовлетворить его собственную волю (стремление) к смыслу. Есть авторы, которые утверждают, что смысл и ценности жизни являются «всего лишь защитными механизмами, конструкцией из реакций и сублимаций». Но что касается меня, я вовсе не хочу жить ради моих «защитных механизмов», и не готов умереть ради моих «реакций». Однако человек способен жить и даже умереть ради своих идеалов и ценностей.


В.Франкл. ЧВПС