Хорошо написанная
статья Е. Долгиновой об отношениях эмигранта со страной исхода. Не знаю, что представляет собой ее автор и кто стоит за ее издательством, но многое из описанного в статье мне хорошо знакомо по личному опыту.
Помню, что во время первых и ранних визитов на Украину в 93м и 94м я именно так и реагировал на тот объективный ужас, царивший в то время там. В последствии, я очень корил себя за патронажный взгляд и поспешность визита. Хотя понимал, что такая реакция была естественной защитным механизмом на сложную и неустойчивую ситуацию ранней эмиграции. Все объяснения такого поведения, приведенные автором статьи подходят мне. Зачастую, для того чтобы почувствовать себя лучше здесь, стоит очернить то, что происходит там. Тем более, что реальность обеспечивала много тому подтверждений. Я очень завидовал брату, который вернулся на родину только спустя пятнадцать лет, когда процесс адаптации в Израиле был для него уже не актуален.
Уличив в себе грех высокомерия и уловив его источники, я перестал ездить на Украину, выбирая командировки в менее знакомые и эмоционально заряженные места. Вернувшись через несколько лет на Украину, я подсознательно удерживался от посещения города детства.
Где-то в конце девяностых я почувствовал себя более уверенно здесь и визиты в СНГ стали протекать для меня более гладко. К счастью и жизнь там стала по-немногу налаживаться. Но, у меня взяло пятнадцать лет, чтобы вернуться в Винницу. Не уверен, что и в этот раз обошлось без ляпсусов. (Очевидцы??)
Уже несколько лет я не слежу за происходящим на территории бывшего Союза. Во всяком случае, не больше, чем за происходящим в других концах света. И, ни в коем случае, не по офицальным пост-советским источникам. Не тянет, и не доверяю я им. Опублкованные в блогосфере сообщения об отрицательных сторонах тамошней реальности, не вызывают у меня чувства превосходства или осознания правильности выбора (вернее осознание есть, но я не спешу кричать об этом миру). Новости из Украины мы получаем только от друзей и это делает их (новости) особенно чувствительными. (Как правило до нас доходят менее приятные известия социально-политического характера.) Мое отношение к стране исхода выровнялось за эти годы и позволяет формировать более объективное мнение о происходящем, включающее и плюсы и минусы.
Я не редко сталкиваюсь с людьми, самоопределяющихся по принципу
"чем хуже россиянину, тем лучше эмигранту". Или противоположная крайность -
чем больше дерьма в стране проживания, тем я мужественнее и красивее (страна исхода в таких случаях вырисовывется как смесь Диснейленда и ВДНХ). Оба поведения - две стороны одной медали. В большинстве случаев, такие люди вызывают у меня жалость, иногда раздражение. Когда такой подход является стадией в процессе адаптации, я могу полагаться на время, которое все скорректирует и исцелит. В случае, когда за этим стоит соответствующая личность ("они меня не достойны" или "здесь существует дискриминация по ... признаку", "здесь" = "везде", "они" = "все"), остается лишь разводить руками и переходить на противоположный тротуар.
Буду рад услышать мнение читателей по обе стороны паспортного контроля.