Спортовары
4. Туризм
Далее шел походно-туристический ряд, с уже давно ставшими культовыми, зелеными брезентовыми рюкзаками. Все они были однотипны, имели два наружных кармана с сердитыми металлическими застежками и отличались лишь размерами и оттенками зеленого. Видавшие виды туристы различали среди их однородной массы, отдельные индивидуумы, обладающие лямками повышенной мягкости. Этим, собственно, исчерпывался криэйтив и забота об удобстве клиента со стороны изготовителя, ответственного за эволюционный рывок с котомко-мешковой стадии эпохи ходоков. В комплект к рюкзакам предлагались лежащие по соседству, соответствующие им по духу и цвету палатки (иногда всплывали дефицитные польские палатки, живых окрасок), спальники смелых оттенков и походный алюминиевый «сервиз» а-ля натюрель из 12 предметов, включающий котелок, миски, кружки и приборы (питания).
Не навороченные туристы, типа нас, довольствовались многофункциональными кустарными кастрюлями с примотанной к ушкам проволокой в стиле котелка, служившими для приготовления супов, каш и чефира и разношерстным набором металлической посуды, ранее хранившейся на кухонных задворках. Смесь свежего воздуха, кострового дыма, тела комаров-утопленников и неожиданно свалившаяся усталость превращали убогие, по всем понятиям, лагерные порции порошковых концентратов в безликих пакетиках (до появления на рынке, шокирующих своим заграничным сексапилом, первой серии польских шампиньоновых супов) в гремучую смесь, приводящую в кипение жидкости желудочно-кишечного тракта. В ячейках памяти, ответственных за вкусовые ощущения, еще долго хранились воспоминания о тех походных трапезах. Эмоциональные химикалии, курсирующие между мозгом и желудком, слепо толкали меня к плите с пакетиком полуфабриката на типовой домашней кухне в поисках повторения желанного аффекта. Никакой домашний борщ, сваренный на дорогом рыночном мясе и маминой любви, не мог сравниться с романтико-приключенческим ароматом бумажных перловки или супа харчо.
Время от времени всплывали туристические стропы-ремни с металлическим обрамлением на концах. Далекий от альпинизма, но достаточно прагматичный глаз, узрел в них разительное сходство с модными в те времена ремнями, завязывающимися на узелок сбоку, прилагающимися к не менее крутым джинсам «Райфл». Последние, каким-то образом просачились в розничную продажу на ультракороткий промежуток времени. Я лично был знаком с человеком, собственноручно купившим пару денимов в местном универмаге. При детальном осмотре товара, на кожаной лейбе, рядом с досчатым словом «RIFLE», были обнаружены магические «Made in Italy». Ощущению полного счастья, балдеющего обладателя джинс, мешали настойчиво курсирующие слухи о мамзерном происхождении «фирмы». Среди возможных родителей итальянских штанов чаще всего назывались одесские швеи – мотористки. Так вот, к этим самым джинсам прилагался одноименный ремень с хлястиком. Ворованые стропы-ремни (крали мы скорее не из-за постоянного отсутствия денег, сколько в поисках адреналина) обменивались на школьном рынке на право суточного обладания фирменной пластинкой Queen или Black Sabbath. В этом месте я вынужден принять критику советских идеологов о растлевающем влиянии рок музыки на молодые умы. Хотя... . Все равно, мало кто напрягался вручную переписывать слова малодоступных текстов, и вооружившись массивным Мюллером (словарем) расшифровывать заморскую лирику. А со всякими wanna, gonna и fuck приходилось обращаться к скорокраснеющей училке (раз из-за незнания, другой раз - наооборот) и наслаждаться ее смущением, особенно если была молода и красива. Уже после нашего выпуска в учительской появился крутой и волосатый Тим Тимыч – англичанин новой волны, свободно владеющий иностранной феней и либеральными взглядами. По иронии судьбы он приходился зятем воинствующему и ксенофобному военруку, ответственному за его трудоустройство в нашей школе. Думаю, что волосатый (нас бешеный полкан отправлял стричься в момент когда волосы начинали претендовать на шею) англофильный родственник создавал не мало идеологических и моральных дилемм в трудовой карьере офицера в отставке. В этой сентиментальной семейной драме отражался дух той эпохи, заставшей нас уже вне тесных стен СШ№15.