пятница, января 11, 2013

Шабат шалом!

Новый музыкальный проект с участием Йоги Рехтера, Каролины и Шломи Шабана, посвящённый текстам великого израильского драматурга Ханоха Левина. "hи яшена амок" ("Она глубоко спит") оттуда:


 
Если не дойдете до счастия, то всегда помните, что вы на хорошей дороге, и постарайтесь с нее не сходить.

Ф.Достоевский. Б.К.

Drunken Solder


Негев. +5С

После трехмесячного перерыва, вызванного проблемами с бюджетом, я вернулся к работе с командирами. Снова появился повод спуститься на юг. Пустыня Негев была холодной, зеленой и полной водяных потоков.

IMG_20130110_071706

IMG_20130110_081925

IMG_20130110_082051

На юге оказалось холоднее, чем в центре страны на 3-4 градуса. В холодной аудитории пехотной базы не работали кондиционеры и мне довелось ощутить на себе малую долю того, что является суровыми буднями моих слушателей.

Зато никто не заснул.

IMG_20130110_121115

среда, января 09, 2013

Another Earth* (2011)

Очень сильный фильм о преступлении, наказании, чувстве вины и реабилитации. О встрече с собой и с другим. Потрясающая игра Брит Марлинг (она же автор сценария).



ШШШШ

* Другая Земля\כדור ארץ אחר

One More Cup of Coffee


“Дубы Ицхака”

IMG_20130109_162345

IMG_20130109_165516

IMG_20130109_165705

IMG_20130109_165805

+8 C. Холодно.

IMG_20130109_152147

IMG_20130109_152923

О, он отлично понимал, что для смиренной души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное, всегдашнею несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему: «Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно есть на земле там-то, где-то святой и высший; у того зато правда, тот зато знает правду; значит, не умирает она на земле, а, стало быть, когда-нибудь и к нам перейдет и воцарится по всей земле, как обещано».

Ф.Достоевский. Б.К.
Социализм есть не только рабочий вопрос, или так называемого четвертого сословия, но по преимуществу есть атеистический вопрос, вопрос современного воплощения атеизма, вопрос Вавилонской башни, строящейся именно без Бога, не для достижения небес с земли, а для сведения небес на землю.

Ф.Достоевский. Братья Карамазовы.

вторник, января 08, 2013

Зима. Вдруг.

Израиль – стойкая страна. Мы выстояли во всех войнах, наш тыл принял не ропща на грудь сотни, если не тысячи ракет с севера, юга и востока. По расчетам нашего генштаба мы справимся со стратегическим оружием, включая химическое, с относительно небольшими потерями.

IMG_20130108_160114

В этом мире существует только одна угроза, против которой мы бессильны – природа. Точнее – зима. А если еще точнее – дожди.

IMG_20130108_161752

Каждую зиму повторяется та же картина: неожиданно приходит дождь, неожиданно заливает дороги, жилые районы и коммуникации. Те не менее неожиданно перестают функционировать и страна неожиданно становится в пат.

IMG_20130108_163932

Сегодня Чу 3 часа добиралась на работу, вместо привычных 40 минут. Я вчера провел день дома, из-за отмененного полета в Эйлат (аэропорт Сде Дов закрыли из-за сильных ветров). А сегодня я выехал на работу в районе Хадеры. По пути сделал крюк, чтобы объехать перекрытую из-за затопления дорогу, лишь для того, чтобы упереться в огромную пробку у подъезда в школу, попасть в которую мне было уже не суждено – полиция закрыла дорогу, ведущую к воротам школы. Как Моисей я добрался до Земли Обетованной, но так и не ступил на нее. Пришлось развернуться, ползти час в пробке расстояние, которое обычно берет 5 минут и возвращаться с хвостом между ногами.

IMG_20130108_164523

Завтра Чу работает из дома, а я буду следить за новостями и общаться по телефону с педагогами. В Иерусалиме и на Голанах ожидается снег.

IMG_20130108_164854

Э.Фромм. Искусство любить

С подачи Д. прочел экзистенциальный трактат о E.Fromm - Iskusstvo lyubit'любви Э.Фромма. Как и Гете в “Фаусте” Фромм определяет любовь как лучшее решение человеческой проблемы одиночества. Автор не только дает блестящие определения и анализ человеческой ситуации, но и предлагает прикладные инструменты в обучении искусству любви. Не в романтическо-эротическом понимании, а в том глубоком и настоящем, который показал нам Хеннеке в своем “Amour”.

Думаю, что у тех, кто следил за отрывками, опубликованными здесь, уже сложилось представление о книге. Мне кажется, что она написана вполне доступным для не наторенных в психологии читателей. Чу тому яркий пример.

 

ШШШШ

Faust (2011)

Сокуров - не мой режиссер. Ни один из его фильмов я не досмотрел до конца. Но в случае с "Фауст" я решил рискнуть под впечатлением недавно прочитанного оригинала. Фильм мне понравился. Сокуров удалил из гетевского сюжета всю греческо-римскую мифологию (столь тяготившую необразованного меня во время чтения) и сосредоточился на основной - экзистенциальной составляющей романа. Благодаря скурпулезному отношению к деталям быта средневековой Германии Сокурову удалось создать на экране то ощущение тягости бытия, которое толкнуло Фауста сначала на самоубийство, а затем на сделку с Сатаной. Образ последнего, блестяще исполненный неизвестным мне Антоном Адасинским, вносит в этот угрюмый мир немного краски. 
Как и ожидается, смысл жизни Фауст находит не в науке и не в религии, а в любви.



ШШШШ

Safety Not Guaranteed* (2012)

safetynot

Думаю, что одиночество толкает людей на путешествие во времени больше, чем рафинированное любопытство. Помимо научных, экзистенциальных и трагических элементов это приключение имеет не мало комических моментов. Авторы “Безопасность не гарантирована” сделали ударение на последний. Результат прекрасен.

ШШШШ

 

* על אחריותכם בלבד

понедельник, января 07, 2013

3 варианта

20130107_174417_Helena_Swollen

20130107_174417_Antonio_Clean

IMG_20130107_174628

Рациональная вера

Мышление и суждение не составляют единственной области опыта, в которой проявляется рациональная вера. В сфере человеческих отношений вера является непременной чертой всякой серьезной дружбы или любви. «Иметь веру» в другого человека это значит быть уверенным в надежности и неизменности его фундаментных установок, самой сути его личности, его любви. Под этим я имею в виду не то, что человек не может менять своих мнений, а то, что его основные мотивации остаются одними и теми же; например, что его уважение к жизни и человеческому достоинству составляет часть его самого и не может измениться.
    
  В этом же смысле мы верим в самих себя. Мы отдаем себе отчет в существовании собственного «я», неизменной сути нашей личности, сохраняющейся на протяжении всей нашей жизни вопреки различным обстоятельствам, и независимо от определенных изменений в мнениях и чувствах. Эта суть, составляющая реальность того, что обозначается словом «я», и составляет основу нашего убеждения в нашей аутентичности. Если мы не имеем веры в постоянство нашего «я», наше чувство аутентичности оказывается под угрозой и мы становимся зависимы от других людей, чье одобрение становится основой нашего чувства аутентичности. Только человек, который имеет веру в себя, способен верить в других, потому что он уверен, что в будущем будет таким же, каким он является и сегодня, а следовательно, он будет чувствовать и действовать так, как и теперь. Вера в себя это условие нашей способности обещать, и поскольку, как говорил Ницше, человека можно определить по его способности обещать, то вера является одним из условий человеческого существования. Что касается любви, то здесь имеет значение вера в собственную любовь, ее способность возбуждать любовь в другом человеке, и в ее постоянство.

Э.Фромм. И.Л.

воскресенье, января 06, 2013

IMG_20130106_212914

Э.Фромм пишет:"В более тяжелой форме патологии фиксированность на матери глубже и более иррациональна. На этом уровне желание в том, чтобы, образно говоря, вернуться не в материнские заботливые руки или к ее кормящей груди, а в ее – всеприемлющее и всеуничтожающее – лоно. Если сущность психического здоровья в том, чтобы из материнского лона выйти, то сущность душевной болезни в том, чтобы быть принятым в лоно; вернуться в него обратно – и так избавиться от жизни." 
В этом отрывке - суть книги Я.Шабтая "Эпилог".
Современный капитализм нуждается в людях, которые кооперированы в большие массы и слаженно трудятся сообща; которые хотят потреблять все больше и больше; чьи вкусы стандартизированы, легко могут быть направляемы извне и предвосхищены. Он нуждается в людях, которые чувствуют себя свободными и независимыми, неподвластными какому-либо авторитету или принципу, или совести – и при этом готовы подчиняться приказу, делать то, что от них требуют; без конфликта прилаживаются к социальной машине; ими можно руководить без применения силы, вести без ведущих, заставлять двигаться без какой-либо определенной цели – за исключением цели делать товар, быть в движении, идти вперед.

Э.Фромм. И.Л.

For Your Life


Теперь мы можем вернуться к важной параллели между любовью к собственным родителям и любовью к богу. Ребенок начинает жизнь с привязанности к своей матери, «как основе всякого бытия». Он чувствует беспомощность и необходимость всеобъемлющей любви матери. Затем он обращается к отцу, как к новому центру его привязанности; отец становится руководящим началом мысли и действия; на этой стадии ребенок мотивирован необходимостью достичь отцовской похвалы и избежать его недовольства. На стадии полной зрелости он освобождается от матери и отца как опекающих и направляющих сил; он утверждает в самом себе материнский и отцовский принципы. Он становится своим собственным отцом и матерью; он сам есть отец и мать. В истории рода человеческого мы видим – и можем предвидеть наперед – то же развитие: от первоначальной любви к богу, как беспомощной привязанности к матери-богине, через послушную привязанность к богу-отцу, к зрелой стадии, когда бог перестает быть внешней силой, когда человек вбирает в себя принципы любви и справедливости, когда он становится единым с богом, и наконец, к точке, где он говорит о боге только в поэтическом, символическом смысле.
   Из этих размышлений следует, что любовь к богу нельзя отделить от любви к своим родителям. Если человек не освобождается от кровной привязанности к матери, клану, народу, если он сохраняет детскую зависимость от карающего и вознаграждающего отца или какого-либо иного авторитета, он не может развить в себе более зрелую любовь к богу; следовательно, его религия является такой, какой она была на ранней стадии развития, когда бог воспринимался как опекающая всех мать или карающий-вознаграждающий отец.

Э.Фромм. И.Л.
Во всех теистических религиях, будь то политические или монотеистические религии, бог означает высшую добродетель, самое желанное благо. Следовательно, специфическое значение бога зависит от того, что составляет наиболее желанное благо для человека. Понимание понятия бога должно поэтому начинаться с анализа структуры характера человека, который поклоняется богу.

Э.Фромм. И.Л.

Melancholia (2011)

Меланхолия прячется за солнцем и она неотвратимо приближается к нам. От нее не спасет ни богатство, ни положение, ни соблюдение социальных ритуалов, ни детская наивность. Потому что Аннушка уже пролила масло мы смертны и одиноки в Вселенной.Об этом писали Э.Беккер, И.Ялом, Э.Фромм и другие экзистенциалисты. Об этом снимает фильмы Ларс фон Триер. Красиво и ужасно. Как и в "Любви" Хеннеке, конец известен заранее. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как ведут себя персонажи.


ШШШШ