суббота, октября 11, 2014

Boyhood (2014)

Я наткнулся на этот фильм во главе списка лучших фильмов 2014 года по рейтингу престижного Rotten Tomatos, часть которого я оперативно скачал перед комендантским часом Судного Дня. В начале фильма мы с Чу отметили, что Эйтан Хок, исполняющий роль (биологического) отца главного героя, абсолютно не меняется с течением лет. По ходу фильма Чу обратила внимание сначала на то, что дети вдруг повзрослели, а затем и на возрастные изменения у взрослых персонажей. В конце фильма Эйтан Хок выглядел более адекватно своему возрасту, а дети уже стали подростками, идущими в колледж. Ответ на вопрос Чу о том сколько времени снимался фильм мы нашли позже в интернете – 12 (двенадцать!). Помимо этого шокирующего (и возможно, беспрецедентного в области худ. кино, факта) фильм получился очень сильным и притягивающим в первую очередь, благодаря своей откровенности и вниманию к маленьким деталям. Один только факт, что я (смотрите вчерашний пост) смог легко высидеть у экрана в вечерний час на протяжении 2:45 часов без потребности отвлекаться на что-либо, безусловно свидетельствуют о значительном событие в мире кинематографа.

ШШШШ

Не сомневаюсь, что мы еще услышим имя Ричарда Линклейтера в одной строке со словом “шедевр”. (Его не менее откровенное “Перед полуночью” тоже вызвало у нас очень положительную реакцию.)

A.S. В этом ролике Эллар Колтрейн - исполнитель главной роли Мейсона, рассказывает о своем участии в этом необычном проекте, который он начал в возрасте 6 лет и закончил в 19.

* Отрочество

М. Пруст. Под сенью девушек в цвету*

С большим удовольствием прочел второй роман М. Пруста из серии “В поисках утраченного времени”. Пруст собирает свое прошлое по крупицам, стараясь не упустить не одного мгновения. Его путешествие во времени напоминает заключительный этап  работы реставратора – кproust2огда старинное здание предстает перед зрителем в своей полной изначальной красе. И этой красотой невозможно не восхищаться. Пруст поражает тонкостью и богатством своего восприятия. Его книги могут служить учебником по искусствоведению – он учит читателя как воспринимать прекрасное, будь то живопись, музыка, архитектура или театр. Не менее мастерски и скрупулезно Пруст анализирует человеческие характеры, аккуратно раскладывая по полочкам их мотивы, страхи, страсти и пороки. Он одарен тем редчайшим даром наблюдателя и коллекционера, которым большинство из нас обделены по причине недостатка таланта, воспитания или просто терпения.

В электронном формате (особенно с послесловием и обильным количеством примечаний) конец книги порой застает меня врасплох. Так было и на этот раз – финал подкрался неожиданно и потряс меня своей угрюмой красотой:

Я с нетерпением ждал, когда мне подадут одеваться. Но вот часы бьют двенадцать, наконец-то является Франсуаза. И все лето в том самом Бальбеке, куда я так рвался, потому что он представлялся мне исхлестанным вихрями и заволоченным туманами, стояла такая слепяще солнечная и такая устойчивая погода, что когда Франсуаза открывала окно, мои ожидания не обманывала загибавшая за угол наружной стены полоса света, всегда одной и той же окраски, уже не волновавшей как знамение лета, но тусклевшей, словно безжизненный, искусственный блеск эмали. И пока Франсуаза вытаскивала из оконного переплета булавки, отцепляла куски материи и раздвигала занавески, летний день, который она мне открывала, казался таким же мертвым, таким же древним, как пышная тысячелетняя мумия, и эту мумию старая служанка должна была сначала со всеми предосторожностями распеленать, а потом уже показать ее, набальзамированную, в золотом одеянье.

ШШШШ

* (прекрасный) перевод Н.М..Любимова

пятница, октября 10, 2014

Шабат шалом вехаг самеах!

Любимцы редакции "Бум Пам" - "аЯреах веАни" ("Луна и я")

Проблемы объективности

Решил на старости лет разобраться в проблемах памяти и концентрации внимания, беспокоящих меня с школьных лет (вечно потерянные кроличьи шапки и прочие аксессуары одежды, забытые поручения, продукты в магазине и трудности ведения разговора\ выполнения задачи на протяжении времени). После общения с коллегами и неврологом записался на прием к психиатру. Задолго до визита я получил от него конверт с тремя типами анкет. Первая состоит из вопросов, касающихся особенностей моего поведения в детстве: внимание, усидчивость, дисциплина и т.д. В указаниях к анкете рекомендуется заполнять ее с кем-то из родителей. Я воспользовался тем, что мама гостила у нас на праздник и стал заполнять вопросник вместе с ней. Помимо генетических проблем с памятью у мамы возникла дополнительная проблема – она напрочь отказывалась признавать наличие каких-либо недостатков у ее сына. Например, на вопросы, типа “проблемы концентрации внимания, был легко отвлекаем”, “тревожен и беспокоен” или “невнимателен, мечтателен” и т.д. мама консистентно отмечала крайний вариант “никогда или очень мало” (с ударением на “никогда”). Даже после того, когда я напомнил маме, что речь идет не о рекомендации или характеристике, а о медицинском исследовании с целью выяснения причины проблемы, мама оставалась непреклонной в своем убеждении, что ее сын – безупречен. После нескольких дополнительных попыток я поблагодарил маму и продолжил сам.

Не менее занятная вещь произошла со второй анкетой, которая предназначалась для “близкого члена семьи”. На этот раз я обратился к Чу, ежедневно наблюдающую за мной в течение последних 28 лет. Уже с первых вопросов “теряет вещи, необходимые для выполнения задач”, “не планирует загодя”, “не завершает начатое” и т.д. я вспомнил голливудский фильм “Спать с врагом” и испугался от мысли о возможной госпитализации с диагнозом “социальной непригодности” или “опасен для общества и самого себя”. В ответах Чу отражались все накопленные во время совместной жизни фрустрации и разочарования. В этом случае я обрадовался, что речь не идет о рекомендации или характеристике. Хотя были и положительные моменты, например в пункте “ненамеренно наступает людям на пальцы ног” Чу отметила “никогда”.

четверг, октября 09, 2014

Хаг Суккот самеах!

 

 

 

 

 

 

 

Кфар Саба, 8.10.14

В сущности, это вполне законный способ решать вопрос о смысле жизни — настолько приближаться к предметам и к людям, которые издали казались нам прекрасными и таинственными, чтобы иметь возможность убедиться, что в них нет ни таинственности, ни красоты; это одна из гигиен, которую человек волен предпочесть другим, гигиена, быть может, не очень рекомендуемая, но с нею легче жить и — поскольку она помогает нам ни о чем не жалеть, помогает тем, что уверяет нас, что мы достигли наивысшего счастья, но что и наивысшее-то счастье стоит дешево, — легче примириться с мыслью о смерти.

М.Пруст. ПСДВЦ