Ну вот и досмотрели последнюю серию бортковского «Идиота». После хромающего «М. и М.» «Идиот» вполне удался. Миронову – Оскара! Да и остальные не хуже. Чего только стоят Чурикова («Лизавета Прокофьевна»), Вележева («Настасья Филипповна») и Ильин («Лебедев»). Плюс постановка, кастинг, оператор, костюмеры и тд. Не считая мелких прорех, типа асфальтовых улиц и слишком современного кирпича, сериал смотрится на едином дыхании, затягивает и долго потом не отпускает.
Русская классика всегда оставалась пятном на моей ученической совести. По идиотскому закону подрасткового бунтарства и вследствии дефицита харизматичности учителей весь куррикулум по руслиту прошел за бортом моего корабля. А я, как самодовольный дурак махал рукой с палубы проплывающим мимо землякам - корифеям. Осознание упущенного пришло только в зрелом возрасте, а вместе с ним и дефицит времени и другие приоритеты. Если рука и тянется за книжкой, то хочется чего-то нового и современного. Благо появились альтернативы печатному слову. Так я прочел прослушал «Анну Каренину» на мр3, коротая частые поездки в Эйлат. А нынче, благодаря прекрасной работе Бортко и Со я познал «Идиота». Я давно планировал взяться за Достоевского – кружил орлом над «Преступлением и наказанием» - давним юношеским грехом. Но не решался, из-за наличия более актуальных альтернатив.
Хочу поделиться некоторыми мыслями о произведении. Возможно, что несколько нелепо обсуждать книгу по экранизации. Ну так я и не претендую на ученую рецензию.
Идея религиозная-православная: Иисус (князь Мышкин) осужден и отвергнут снова. На этот раз не еврееями, а «современным» русским обществом, косящимся на Запад (спор о католицизме). Ситуация очень сходна – самопожертвование Мышкина вначале притягивает, но затем пугает и отталкивает светское общество. Он не понят и опасен. Но после его ухода его очень не хватает, особенно для души. В отличии от Джизуса, борящегося против старых устоев, Мышкин противостоит нововведениям.
Идея морально-философская: Мышкин и Настасья Филипповна две стороны одной медали. Как ангел и демон. Они оба живут только через страдание, мучаясь сами и мучая других. Есть в этом нечто очень русское – самопожертвование как путь к совершенству и очищению, и христианское – получил по левой, подставь правую. Счастье недостижимо для обоих, потому что означает застой. Однако, мученья другим Мышкин доставляет по неведению, а Настасья Филлиповна намеренно.
Психологическая: Мышкин вызывает у окружающих эмбивалентную реакцию. Сначала он притягивает к себе своей праведностью и невинностью. Всем охота прикоснуться к его свету, дабы осветить и себя. Однако тут же он начинает раздражать, ибо в его близости сразу высвечиваются все свои недостатки, которые мы так усердно скрываем от других и от себя. Мышкин – это наша совесть, поэтому он обречен на страдание и на одиночество.
Во влечении Мышкина к женским персонажам есть нечто от поиска матери, которой он лишился в раннем возрасте. Такую ультимативную связь ребенка с матерью он находит в отношениях с Лизаветой Прокофьевной. Их встречей и заканчивается сериал.