суббота, февраля 11, 2012
2 расы
В мире существуют две человеческие расы, и только эти две - «раса» достойных людей и «раса» недостойных. Они присутствуют повсюду: они находятся во всех группах общества. В этом смысле нет групп, состоящих только из одной расы - так, можно было найти достойного парня и среди лагерных охранников.
Жизнь в концлагере распахивает настежь душу человека, демонстрируя ее до самого дна. Разве удивительно,что в ее глубине мы опять находим чисто человеческие качества, которые по своей природе являются смесью добра и зла?
Пропасть, отделяющая добро от зла и проходящая через любое человеческое существо, доходит до самой глубины души и становится видимой даже на дне той бездны, которая раскрывается в концлагере.
В.Франкл. ЧВПС
Жизнь и судьба
Что было действительно необходимо - это коренное
изменение нашего отношения к жизни. Мы должны были научиться, и более
того, учить отчаявшихся людей, что на самом деле имеет значение не то,
что мы ждем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас. Нам нужно
было перестать спрашивать о смысле жизни, а вместо этого понять, что
жизнь задает вопросы нам, ставит задачи - ежедневно и ежечасно. Наш
ответ должен состоять не в разговорах и размышлениях, а в
правильных поступках и правильном поведении. В конечном счете жить
означает брать на себя ответственность за выбор правильного ответа
на проблемы жизни, и выполнять задачи, которые она постоянно дает
каждому человеку.
Эти задачи, и следовательно, смысл жизни, - разные для
разных людей, они меняются от одного момента к другому. Поэтому
невозможно определить смысл жизни вообще. На вопросы о смысле
жизни никогда нельзя отвечать огульными утвержениями. «Жизнь» не
является чем-то абстрактным и неопределенным, это нечто очень
реальное и конкретное, и, точно так же, ее задачи реальны и конкретны.
Они составляют судьбу человека, которая различна и уникальна у каждого.
Ни человека, ни его судьбу нельзя сравнивать с любым другим человеком
и любой другой судьбой. Ни одна ситуация не повторяется, и каждая
ситуация требует своего ответа. Иногда ситуация, в которой
оказывается человек, требует от него изменить свою судьбу
действием, поступком. В других случаях для него более благоприятно
воспользоваться возможностью выждать - и это может быть лучшей
реакцией. Иногда требуется просто принять судьбу как она есть и нести
свой крест. Каждая ситуация уникальна, и всегда есть только один
верный ответ на нее.
Когда человек понимает, что его удел - страдать, он
должен принять это страдание как свою задачу, свою единственную и
уникальную задачу. Он должен понять, что даже в страдании он уникален и
один во всей вселенной. Никто не может освободить его, или облегчить
его страдание, или взять его на себя. Единственная его возможность -
решить, как он будет нести свое бремя.
В.Франкл. ЧВПС
Любая попытка бороться с психопатологическим воздействием лагеря на
заключенного с помощью психотерапевтических или психогигиенических
методов должна стремиться дать ему внутреннюю силу, указывая на цель в
будущем, чтоб он мог смотреть вперед. Некоторые из заключенных
инстинктивно пытаются найти ее сами. Это исключительная особенность
человека, который может жить только глядя в будущее - sub specie
aeternitatis. И это может его спасти в самые трудные минуты
существования, хотя иногда приходится заставлять себя думать об этой
задаче.
В.Франкл. ЧВПС
пятница, февраля 10, 2012
Шабат шалом!
Свежак в рубрике: группа "Грей"*- проект молодого Идана А(Э)теда со сложным (не по возрасту) и очень мелодичным звуком.
Дабы снять напряжение, кое могло возникнуть у читателей вследствие массивного цитирования Виктора Франкла, редактор "Ш.Ш." решил выставить сразу две их композиции из нового альбома "Иш катан совель" ("Маленький человек страдает")**
"Нехита" ("Приземление") на слова Йонатана Гефена:
и траго-комическую "Гермофродит":
Редактор до сих пор затрудняется решить какая из них нравится ему больше.
* иврит
Человек, который позволяет себе опуститься потому, что
не может видеть никакой будущей цели, оказывается занятым мыслями о
прошлом. Мы уже говорили о тенденции смотреть в прошлое в другом аспекте
- когда это помогает сделать настоящее, со всеми его ужасами,
менее реальным. Но в отвлечении от реальности имеется определенная
опасность. Тогда человеку легко упустить ряд случаев, позволяющих
сделать из лагерной жизни нечто позитивное, а такие случаи
действительно представлялись. Само отношение к нашему «условному
существованию» как к нереальному было сильным фактором, из-за
которого заключенный переставал держаться за жизнь: это казалось
бессмысленным. Такие люди забывали, что лагерь - это просто
исключительно трудная внешняя ситуация, которая предоставляет человеку
возможность духовного роста. Вместо того чтоб воспринимать тяжести
лагеря как экзамен для своей внутренней силы, они не принимали всерьез
свою жизнь и презирали ее как нечто несущественное. Они предпочитали
закрыть глаза и жить в прошлом. Для таких людей жизнь становилась
бессмысленной.
Естественно, только немногие были способны
подняться до великих духовных высот. Но этим немногим был дан шанс
обрести человеческое величие в своих видимых земных неудачах и
даже смерти, чего они в обычных обстоятельствах никогда бы не
достигли. К остальным из нас, заурядным и нерешительным, применимы
слова Бисмарка: «Жизнь - это как посещение дантиста. Мы все
время думаем, что самое худшее впереди, и вот все уже кончилось.»
Варьируя это высказывание, можно сказать: большинство людей в
концлагере считали, что реальные возможности в жизни уже позади. И все
же на самом деле была такая возможность, и был брошен вызов. Можно
было одержать духовную победу, обратив лагерное существование во
внутренний триумф, или можно было пренебречь вызовом и просто
прозябать, как делало большинство заключенных.
В.Франкл. ЧВПС
Смерть в Тегеране
В ивритской версии "ЧВПС" В.Франкла есть его ссылка на притчу о "Смерти в Тегеране":
Один знатный перс прогуливался однажды по саду в сопровождении слуги. И
вот слуга, уверяя его, что видел сейчас Смерть, которая ему угрожала,
стал умолять дать ему самого быстрого коня, чтобы он мог вихрем умчаться
отсюда и вечером быть уже в Тегеране. Хозяин дал ему такого коня, и
слуга ускакал.
Возвратившись домой, хозяин сам увидел Смерть и спросил: "Зачем ты так
испугала моего слугу и угрожала ему?"
"Вовсе нет, - ответила Смерть, - я не пугала его, я сама удивилась, что
он еще здесь - ведь я должна встретиться с ним сегодня вечером в
Тегеране".
В поисках адекватного перевода книги Франкла (а не Френкла - так его имя переведено на русский) я обратился в Флибусту. Заодно скачал электронную версию на Киндл. С самого начала стали возникать несостыковки между ивритской и русской версией. Словно передо мной были две разные книги. Сперва я отнес эти различия на счет введений, написанными разными авторами. Но в дальнейшем я понял, что опубликованная на Флибусте книга Франкла "Человек в поисках смысла" таковой не является, а есть перевод какой-то другой (не менее интересной) его работы. Именно оттуда я взял первые, заинтересовавшие меня читаты. Настоящая версия книги в переводе Маргариты Маркус находится в другом отсеке пиратского корабля.
четверг, февраля 09, 2012
Много букв
Опыт лагерной жизни показывает, что у человека есть свобода выбора. Было достаточно примеров, часто героических, которые доказали, что можно преодолеть апатию, подавить раздражительность. Человек может сохранить остатки духовной свободы и независимости мышления даже в условиях крайнего психического и физического напряжения.
Мы, прошедшие концлагеря, можем вспомнить людей, которые ходили по баракам, утешая других и подчас отдавая последний кусок хлеба. Пусть их было немного, они служат достаточным доказательством: у человека можно отнять все, кроме одного - его последней свободы: выбрать свое отношение к любым данным обстоятельствам, выбрать свой собственный путь.
А выбирать надо было все время. Каждый день, каждый час представлялся случай принять решение, которое определяло, будете вы или нет покорны силам, угрожающим лишить вас самого себя, вашей внутренней свободы; будете вы или нет игрушкой обстоятельств, откажетесь ли от своего достоинства, чтобы втиснуться в стереотип лагерника.
С этой точки зрения душевные реакции узников концлагеря должны значить для нас больше, чем простое отражение определенных физических и социальных условий. Даже если такие тяжкие условия, как недосыпание, недоедание и разнообразные душевные напряжения и создают предпосылки для того, чтоб узники реагировали определенным образом, при конечном анализе становится ясным, что та личность, которой становится заключенный, является результатом внутреннего решения, а не только результатом влияния лагеря.
Так что по существу каждый может, даже в таких условиях, как лагерные, решать, каким он станет умственно и духовно. Он может сохранить свое человеческое достоинство даже в концлагере. Достоевский как-то сказал: "Есть только одно, чего я страшусь: быть недостойным своих страданий." Эти слова часто приходили мне в голову, когда я я встречался с мучениками, поведение которых в лагере, их страдания и смерть доказывали, что последняя внутренняя свобода не может быть потеряна. Они были достойны своих страданий, ибо то, как они их переносили, было подлинным внутренним подвигом. Именно эта духовная свобода, которую невозможно отобрать, придает жизни смысл и цель.
Цель активной жизни - дать человеку возможность реализовать свои ценности в творческой работе, в то время как пассивная жизнь, посвященная наслаждениям, дает ему возможность получить удовлетворение в познании красоты, искусства и природы. Но есть смысл и в той жизни, что почти полностью лишена возможности творчества и наслаждения, и которая допускает только одну возможность поведения на высоком моральном уровне: оно выражается в отношении человека к своему существованию, ограниченному внешними силами. Творчество и наслаждение у него отняты. Но не только творчество и наслаждение имеют смысл. Если в жизни вообще есть смысл, то должен быть смысл и в страдании. Страдание - неотделимая часть жизни, как судьба и смерть. Без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной.
То, как человек принимает свою судьбу и доставленные ею страдания, то,как он несет свой крест, дает ему полную возможность - даже в самых тяжелых обстоятельствах - придать более глубокий смысл своей жизни. Он может остаться мужественным, полным достоинства и бескорыстным. Или в жесточайшей битве за самосохранение он может забыть свое человеческое достоинство и стать не более чем животным. Здесь у человека есть шанс либо воспользоваться этой возможностью, либо забыть о ней. И это решает, будет ли он достоин своих страданий или нет.
В.Франкл. ЧВПС. (Перевод Маргариты Маркус)
סבלו של אדם דומה להתנהגותו של הגז. אם יכניסו כמות של גז לחדר ריק, ימלא הגז את החדר כולו בצורה שווה, ויהיה גודל החדר אשר יהיה. כיוצא בזה, הסבל ממלא את נפש האדם ואת תודעתו ואחת היא אם הסבל גדול הוא או קטן. הרי ש”שיעור-גדלו” של סבל האדם אינו אלא יחסי.י
Можно привести аналогию: если в пустую комнату накачать любое количество газа, он равномерно распределится по всей комнате. Также и страдание, будь оно сильным или незначительным, заполняет всю душу человека и его сознание, ибо "размеры" человеческого страдания вполне относительны.
В.Франкл. ЧВПС (Перевод Маргариты Маркус)
среда, февраля 08, 2012
Агрессия и ненависть
В пространстве собственно человеческих проявлений попросту не существует
агрессии, которая, присутствуя в определенном "количестве", давит на
клапан и заставляет меня, ее "беспомощную жертву", искать глазами
какие-нибудь объекты, на которые я мог бы ее направить. Как бы агрессия
ни преобразовывалась на биологическом уровне и ни укоренялась на
психологическом, на человеческом уровне она у меня исчезает, она у меня
"прорастает" (в гегелевском смысле) во что-то совсем иное. На
человеческом уровне я ненавижу. А ненависть в отличие от агрессии
интенционально направлена на нечто, что я ненавижу.
Ненависть и любовь - это человеческие проявления,
поскольку они интенциональны, поскольку человек, ненавидящий что-либо
или любящий кого-либо, имеет для этого основания. Речь идет именно об
основании, а не о причине - психологической или биологической, - которая
"из-за его спины" или "через его голову" порождает агрессивность и
сексуальность. С биологической причиной мы сталкиваемся, например, в
эксперименте В. Р. Хесса, которому с помощью электродов, вживленных в
подкорковые мозговые центры кошки, удавалось вызывать у нее вспышки
ярости.
Как несправедливы были бы мы к борцам Сопротивления
против национал-социализма, если бы стали рассматривать их как жертв
собственных "агрессивных потенциалов", которые лишь более или менее
случайно оказались направлены против Адольфа Гитлера. Объектом их борьбы
был не он, а именно национал-социализм как система. Они противостояли
не человеку, а делу. И ведь, по сути, лишь тогда, когда мы в состоянии
стать "деловыми" именно в этом смысле, мы становимся по-настоящему
человечными, тогда, когда эта направленность на дело дает нам силы не
только жить, но и умереть ради него.
До тех пор, пока исследования проблем мира будут
заниматься лишь интерпретацией субчеловеческого феномена "агрессия" и не
будут анализировать человеческий феномен "ненависть", они обречены на
бесплодие. Человек не перестанет ненавидеть, если ему внушить, что им
владеют некие механизмы и импульсы. Этот фатализм связан с непониманием
того, что, когда я веду себя агрессивно, дело не в механизмах и
импульсах, которые могут во мне быть, а в том, что лично я ненавижу и
что на мне лежит не вина за это, а лишь ответственность.
В.Франкл. К русскому изданию "ЧВПС".
2 Sumo
Музыкальный редактор "Этваса" чуть было не прощелкал своими кастаньетами два альбома бывших друзей по бывшему соц.лагерю - венгерских Erik Sumo Band, хорошо знакомых постоянным читателям журнала. Оба альбома записаны в традиционном для группы стиле, но заметно уступают каноническому My Rocky Mountains. Пример тому - композиция "Show Me The Light" из альбома The Trouble Soup.
Перевернутый Маслоу
Как известно, Маслоу ввел различение низших и высших потребностей, имея в
виду при этом, что удовлетворение низших потребностей является
необходимым условием для того, чтобы были удовлетворены и высшие. К
высшим потребностям он причисляет и стремление к смыслу, называя его
даже при этом "первичным человеческим побуждением". Это свелось, однако,
к тому, что человек начинает интересоваться смыслом жизни лишь тогда,
когда жизнь у него устроена ("сначала пища, потом мораль"). Этому,
однако, противоречит то, что мы - и не в последнюю очередь мы,
психиатры, -имеем возможность постоянно наблюдать в жизни: Потребность и
вопрос о смысле жизни возникает именно тогда, когда человеку живется
хуже некуда.. Свидетельством тому являются умирающие люди из числа наших
пациентов, а также уцелевшие бывшие узники концлагерей и лагерей для
военнопленных.
В.Френкл. К русскому изданию "ЧВПС".
вторник, февраля 07, 2012
כאן אנו מוצאים את הנושא המרכזי של האכסיזטנציאליזם: לחיות – פירושו לסבול, להתקיים – פירושו למצוא פשר לסבל. אם יש בכלל תכלית לחיים, צריך שתהיה תכלית לסבל ולמוות. אך איש לא יכול לומר מהי תכלית זו. כל אחד ואחד צריך למצוא את הדבר בעצמו ועליו לקבל עול האחריות לפי מה שמכתיבה לו תשובתו. אם יצליח – יוסיף לגדול חרף כל צרותיו. פראנקל אוהב לצטט מדברי ניצשה:”מי שיש לו איזה למה שלמענו יחיה, יוכל לשאת כמעט כל איך” י
גורדון ו’ אולפורט. הקדמה ל”אדם מחפש משמעות” של ו. פראנקל
Здесь мы находим центральную тему экзистенциализма: жить – значит страдать, существовать – значит найти смысл страдания. Если у жизни вообще существует назначение, то оно должно быть и у страдания и смерти. Но никто не может сказать нам о нем. Каждый должен найти его сам и взять на себя ответственность, в соответствии с тем, что предписывает ему его ответ. Если у него получится – он продолжит расти, несмотря на все свои беды. Френкл любит цитировать Ницше:«Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»».
Gordon W. Allport
Профессор психологии Гарвардского Университета. 1959г.
Предисловие к “Человек в поисках смысла”.*
*(перевод с иврита мой)
J.Steinbeck. The Grapes of Wrath
Прочитал “Гроздья гнева” Стейнбека. Великолепный роман о жизни, отношениях, человеческих ценностях в эпоху тяжелых перемен. Мои опасения по поводу того, что описания жизни и быта фермерской семьи будет неинтересным абсолютно не оправдались, подчеркнув лишь мой урбанический снобизм. Роман поглотил меня полностью совей психологической глубиной, персонажами и диалогами, наделенных особой жизненной силой и прекрасно сформулированными мыслями философско-социального характера. Я уже отмечал множество параллелей между динамиками миграции фермерской семьи в 30е года ХХ века на Западе США и эмиграции городских советских семей шестидесятью годами позже (особенно тема конфликта ценностей, нарушения привычного уклада семьи и пр.).
Шедевр.
ШШШШ
A.S. С удовольствием посмотрю экранизацию Джона Форда с молодым Генри Фонда в роли Тома Джоада.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)