В пространстве собственно человеческих проявлений попросту не существует
агрессии, которая, присутствуя в определенном "количестве", давит на
клапан и заставляет меня, ее "беспомощную жертву", искать глазами
какие-нибудь объекты, на которые я мог бы ее направить. Как бы агрессия
ни преобразовывалась на биологическом уровне и ни укоренялась на
психологическом, на человеческом уровне она у меня исчезает, она у меня
"прорастает" (в гегелевском смысле) во что-то совсем иное. На
человеческом уровне я ненавижу. А ненависть в отличие от агрессии
интенционально направлена на нечто, что я ненавижу.
Ненависть и любовь - это человеческие проявления,
поскольку они интенциональны, поскольку человек, ненавидящий что-либо
или любящий кого-либо, имеет для этого основания. Речь идет именно об
основании, а не о причине - психологической или биологической, - которая
"из-за его спины" или "через его голову" порождает агрессивность и
сексуальность. С биологической причиной мы сталкиваемся, например, в
эксперименте В. Р. Хесса, которому с помощью электродов, вживленных в
подкорковые мозговые центры кошки, удавалось вызывать у нее вспышки
ярости.
Как несправедливы были бы мы к борцам Сопротивления
против национал-социализма, если бы стали рассматривать их как жертв
собственных "агрессивных потенциалов", которые лишь более или менее
случайно оказались направлены против Адольфа Гитлера. Объектом их борьбы
был не он, а именно национал-социализм как система. Они противостояли
не человеку, а делу. И ведь, по сути, лишь тогда, когда мы в состоянии
стать "деловыми" именно в этом смысле, мы становимся по-настоящему
человечными, тогда, когда эта направленность на дело дает нам силы не
только жить, но и умереть ради него.
До тех пор, пока исследования проблем мира будут
заниматься лишь интерпретацией субчеловеческого феномена "агрессия" и не
будут анализировать человеческий феномен "ненависть", они обречены на
бесплодие. Человек не перестанет ненавидеть, если ему внушить, что им
владеют некие механизмы и импульсы. Этот фатализм связан с непониманием
того, что, когда я веду себя агрессивно, дело не в механизмах и
импульсах, которые могут во мне быть, а в том, что лично я ненавижу и
что на мне лежит не вина за это, а лишь ответственность.
В.Франкл. К русскому изданию "ЧВПС".
Комментариев нет:
Отправить комментарий