Кстати и страхах. Два с половиной высших образования, либеральные взгляды, толерантность и опыт работы в области антропологии не придают мне смелости заказать в “Ароме” в Вади Ара те наименования из меню, которые требуют приготовления на кухне. Я всегда ограничиваюсь тем, что предлагается на прилавке. Добровольный отказ от моего любимого “классического завтрака” происходит от навязчивой мысли, что арабский работник кухни непременно плюнет в мой омлет или салат. Кухня располагается сразу за прилавком, через открытый проем в стене (не позволяющий, однако, следить за всем происходящим).
Мне не помогает ни осознание того, что во многих отделениях “Аромы” работники кухни тоже арабы, ни тот факт, что я без проблем питаюсь в других арабских ресторанах, где нет никакой возможности следить за происходящим на кухне. Почему-то моя паранойя выбрала себе именно это кафе.
Вчера, возвращаясь голодный домой с подшефной базы, я как всегда остановился там, пытаясь выдавить из себя героя и заказать “классический завтрак”. Но подойдя к прилавку я снова ограничился “большим крепким капучино и бурекасом с мангольдом и брынзой.
Единственное объяснение, которое мне удалось вырвать из лап моего подсознания – это антиизраильские настроения в Вади Ара, вылившиеся в в агрессивные демонстрации в 2000 г. с перекрытием шоссе №65, по которому я часто езжу на север и метание камней в проезжающие по нему машины. (Помню тогда я реально опасался ехать по отрезку Вади Ара, все время высматривая фигуры с камнями на придорожных холмах.)
Сегодня мне открылась другая, более глубокая - экзистенциальная причина этого страха. Ирвинг Ялом пишет о защитных механизмах, с помощью которых человек пытается справиться со страхом смерти и порождающими им тревогами. Он подробно останавливается на “смещении” – перенос страха с главного источника (смерть) на более конкретный и близкий раздражитель (плевок в омлет). Подавив в себе страх смерти одиннадцать лет назад, я получил его сейчас в искаженном виде. С последним я хотя бы умею эффективно справляться.