Кайзер* рассказывает историю Вальтера, своего однокашника
по медицинскому факультету, который в самом разгаре своей
учебы сыграл роль в любительском спектакле, после чего
"заболел" театром У него был несомненный талант, и он
подумывал о том, чтобы оставить медицину и посвятить жизнь
профессии актера. Но насколько он был талантлив? Мог ли
стать великим актером? В мучительных поисках решения
Вальтер обращался за советом к одному эксперту и другим.
Кайзер видел страдания друга; внезапно ему пришло в голову,
что Вальтер ожидает невозможного. Он стремился не просто
узнать чье-то мнение. Он хотел много большего – чтобы
кто-то другой взял на себя ответственность за его решение.
"В дальнейшем Г. (то есть Кайзер) мог наблюдать, как Вальтер медленно, шаг за шагом, приближается к открытию того, что ничье мнение, ничей совет ни на шаг не приближают его к решению, которое он должен принять. Он сочувствовал борениям Вальтера и всегда был готов обсуждать с другом бесчисленные "за" и "против", потенциально значимые для предполагаемого жизненного шага. Однако всякий раз после того, как были прослежены возможные последствия, оценены шансы, взвешены факторы, скрупулезно проанализирована информация и недоставало только конечного вывода, они погружались в глубокое, мучительное молчание. Г. чувствовал невысказанный вопрос Вальтера: "И что ты теперь думаешь?"
То, с чем встретился Вальтер и что его пугало, было
глубоким человеческим парадоксом: мы жаждем автономии, но
отвергаем ее неизбежное последствие – изоляцию. Кайзер
называл этот парадокс "врожденной ахиллесовой пятой
человечества" и утверждал, что мы невероятно страдали бы от
него, если бы не скрывали его от себя с помощью некоего
"магического фокуса", приема, направленного на отрицание
изоляции. Этот "магический трюк" и есть то, что Кайзер
называл "универсальным симптомом", – защитный механизм
отрицания изоляции путем растворения границ Эго и слияния с
другим. Выше, обсуждая человеческую жажду конечного
спасителя, я говорил о слиянии, или единстве, как защите от
тревоги смерти. Кайзер напоминает: изоляция и таящаяся за
ней пустота (на которую он, правда, не указывает явным
образом) представляют для нас мощный побудитель к слиянию с
другим.
И.Ялом. Э.П.
* Хельмут Кайзер (Helmuth Kaiser)