суббота, октября 29, 2011

Воля и воспитание

Ранк рассматривал отношения родитель-ребенок, а в действительности весь процесс, ассимиляции (и, как мы увидим, также и терапевтические отношения) как борьбу воль и настаивал, что родителям следует быть тонко чувствительными к этой ситуации. Отрицательную волю не следует уничтожать, но необходимо принимать таким образом, чтобы она трансформировалась в положительную или "творческую" волю.

Ранк считал, что другие важные проблемы начала жизни являются производными от основополагающей борьбы воль. "Эдипов комплекс не имеет другого значения, чем значение великого – если не первого – конфликта воль между растущим индивидом и противостоящей волей тысячелетнего нравственного кодекса, олицетворенного в родителях". Он (иронически) продолжал: "Ребенок должен подчиниться ему не потому, что ему следует оставить отца в живых и не следует жениться на матери, а потому, что он вообще не должен считать, что может делать то, что хочет, не должен доверяться собственной воле".

Ранк описал три стадии развития воли: (1) противоволя - противостояние воле другого, (2) положительная воля - проявление воли человека к тому, что он должен, (3) творческая воля – проявление воли человека к тому, что он хочет. Цель воспитания ребенка (и цель терапии) трансформировать первые две стадии в творческую волю. Главная "ошибка" воспитания ребенка, полагал Ранк, это подавление жизни импульсов и ранней воли ("противоволи" или "отрицательной" воли). Если родители учат ребенка, что всякое свободное проявление импульсов нежелательно и всякая противоположная воля плоха, ребенок страдает от двух последствий – подавления всей своей эмоциональной жизни и чахлой воли, обремененной виной. Он вырастает во взрослого, подавляющего свои эмоции и рассматривающего сам акт волеизъявления как дурной и запретный. Эти последствия крайне важны для терапевта, часто встречающего пациентов, не способных чувствовать и, вследствие переживания вины, неспособных к волевому акту.

Нозологическая система Ранка основывалась на отклонениях развития воли. Он описал три основных типа характеров: творческий, невротический и антисоциальный. Творческий характер имеет доступ эмоциям и волевым актам по своему желанию. Невротический характер имеет волю, запутанную в клубок с виной, и замедленную эмоциональную жизнь. Антисоциальный характер имеет подавленную волю, им управляют импульсы. 

И.Ялом. Э.П.

Бессознательное по О. Ранк

"Бессознательное, как показывает изначальный смысл слова, это чисто негативная концепция, определяющее нечто как не сознаваемое в данный момент, и при этом теория Фрейда подняла его до самого мощного фактора в психической жизни. Основанием для этого, разумеется, является не какой-либо психологический опыт, а нравственная необходимость, состоящая в том, чтобы найти приемлемую замену концепции Бога, освобождающую индивида от ответственности". 

Отто Ранк (в И.Ялом Э.П.)

Воля

Термин "воля" представляет проблему для психотерапевта. Он так давно был изгнан из лексикона терапии, что когда его привлекают сейчас, терапевту трудно его признать, словно старого знакомого, побывавшего во многих переделках и теперь вернувшегося из изгнания. Возможно также, что клиницист не уверен, хочет ли он признать это старое знакомство. Много лет назад "волю" заменили "мотивом", и терапевты научились объяснять действия человека на основе его мотивов. Поэтому такое поведение, как паранойя, "объясняется" (то есть "обосновывается") бессознательной мотивацией, связанной с гомосексуальными импульсами, генитальный эксгибиционизм "объясняется" бессознательной кастрационной тревогой. Однако объяснять поведение на основе мотивации значит освобождать человека от ответственности за его действия. Мотивация может влиять на волю, но не может заменить ее; несмотря на разнообразные мотивы, индивид все же имеет выбор – вести или не вести себя определенным образом. 

И.Ялом. Э.П.

пятница, октября 28, 2011

Шабат шалом!

Риф Коэн - A Paris. 


В толпе узнается Равид Кахлан из Yemen Blues.
Сидим в мужской компании в кафе в Гиватайме: V.Jr, Лифт, Д. и я. Пьем кофе,  говорим за жизнь. И вдруг Д. с хитрой улыбкой спрашивает, не возражаю ли я против того, чтобы он сделал себе наколку. Я отвечаю, что если он хочет меня разозлить, то ему стоит найти более замысловатый способ. На такие провокации я уже не реагирую.
По этому поводу V.Jr процитировал Курта Воннегута:"Если хотите всерьез разочаровать родителей и не имеете склонности к гомосексуализму, займитесь искусством".

Хомба

среда, октября 26, 2011

Выходя на свободу

Пей малышка воду

Чтобы не опустела

До самого своего предела

 

Развергаясь в небе

Что почувствуешь ты?

Бриллиантовое бремя -

Свет Иной красоты.

 

Двести лет просидел он

Все в погоду стремясь

Мимо ушей моих пролетел звон

Словом тонким во грязь.

 

Тонкая улыбка в памяти моей

Звездная улитка в преисподне змей

Юный, солидарный, юноша седой

Милый и забавный

Солнечный герой.

 

Тяжелыми словами не красят

Закаты ночных егерей

Но для меня это много значит

Пролетая свистел воробей

 

Смертный ржач лошадей

Смутный припадок коней

Лица бессмертных людей

 

А.М.  26.10.11

На въезде в психиатрическую больницу Шаар Менаше стоит крытый бассейн. Без воды.

вторник, октября 25, 2011

Брит и Мила

Рассказывает командирша на подшефной базе.
- Один из "русских" солдат никак не мог понять слово "מילה" ("милА"). Тогда я взяла иврито-русский словарь и прочитала по слогам на кириллице соответсвующее значение. ...
- "Слово",- подсказал ей я.
- Нет, оно звучало по другому. Почему-то после того, как я его произнесла солдат сделал большие глаза и замахал руками в отрицании. "Так не принято говорить!"
- "Обрезание"! - догадался я. - Это жестоко.

На иврите слово "מילה" означает и "слово" и "обрезание". Полностью "обрезание" звучит как "брит мила". На прошлой неделе я встретил командиршу с именем Брит. Для кого "Союз", а для кого "Обрезание". В зависимости от контекста и положения в армейской иерархии.


Heaven

Химия

По результатам сегодняшнего эксперимента в афульской Ароме я пришел к выводу, что один миндальный круассон  полностью нейтрализует пробуждающее влияние большого крепкого капуччино.

Мраар

 

IMG_1108

Арабская христианская деревня на подступах к подшефной базе.

понедельник, октября 24, 2011

Лицо в толпе

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице*,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня** какого-то
Лет двадцати***.

С.Я. Маршак. Рассказ о неизвестном герое


2й попала в прессу. Местная газета опубликовала целых два ее фото. Предлагаем вам порадоваться за Vtoroy вместе с нами. … При условии, что сможете ее там обнаружить. 

2011_10_24_akcija_04

2011_10_24_akcija_03

Нашедшему 2го редакция обещает большое будущее.

UPD. Лампасы, господа гусары. 2й обнаружена неизвестным фотографом в районе городского парка:


* не столица, но с большим лазерным фонтаном
** совсем наоборот
*** на вид, по паспорту опытнее

Я выступаю на военных базах всех родов войск и народов. В том числе в подразделениях ВВС и разведки. Но с самым высоким уровнем секретности я столкнулся сегодня в Армейском Продовольственном Центре. После длительных внутренних усилий "леальбин"* мой ноутбук, мое орудие производства было допущено в сопровождении младшего сержанта в святую святых актовый зал базы, состоящей из продуктовых складов. В контрольной рубке нового и хорошо оснащенного зала от меня потребовали отключить опцию wi-fi, несмотря на то, что сигнал приема был все равно мертв.

Родимый город может спать спокойно. Враги никогда не узнают секрет нашей тушенки.

* להלבין - (дословно "отбелить"), на армейском сленге - конвертировать что-то с гражданского "черного\грязного" формата на армейский "белый\чистый". Обычно заключается в получении разрешений или в переносе информации на безопасный армейский носитель.

воскресенье, октября 23, 2011

Weak (The Tree)

Сел вчера смотреть австралийский "The Tree" - участника прошлогоднего Каннского фестиваля. Неплохая семейная драма о жизни, смерти и том, что между ними. Заслуживает 100 минут у телевизора.
Но я собственно не о фильме.
Первые сцены фильма сопровождаются песней "Weak"* израильтянина Асафа Авидана. Его участие в австрало-французском проекте является не столько следствием мировой известности, сколько свидетельством израильского следа в руководстве картины.




* Перед вами официальный клип песни, а не отрывок из фильма.