Ранк рассматривал отношения родитель-ребенок, а в
действительности весь процесс, ассимиляции (и, как мы
увидим, также и терапевтические отношения) как борьбу воль
и настаивал, что родителям следует быть тонко
чувствительными к этой ситуации. Отрицательную волю не
следует уничтожать, но необходимо принимать таким образом,
чтобы она трансформировалась в положительную или
"творческую" волю.
Ранк считал, что другие важные проблемы начала жизни
являются производными от основополагающей борьбы воль.
"Эдипов комплекс не имеет другого значения, чем значение
великого – если не первого – конфликта воль между
растущим индивидом и противостоящей волей тысячелетнего
нравственного кодекса, олицетворенного в родителях". Он
(иронически) продолжал: "Ребенок должен подчиниться ему не
потому, что ему следует оставить отца в живых и не следует
жениться на матери, а потому, что он вообще не должен
считать, что может делать то, что хочет, не должен
доверяться собственной воле".
Ранк описал три стадии развития воли: (1) противоволя -
противостояние воле другого, (2) положительная воля -
проявление воли человека к тому, что он должен, (3)
творческая воля – проявление воли человека к тому, что
он хочет. Цель воспитания ребенка (и цель терапии)
трансформировать первые две стадии в творческую волю.
Главная "ошибка" воспитания ребенка, полагал Ранк, это
подавление жизни импульсов и ранней воли ("противоволи" или
"отрицательной" воли). Если родители учат ребенка, что
всякое свободное проявление импульсов нежелательно и всякая
противоположная воля плоха, ребенок страдает от двух
последствий – подавления всей своей эмоциональной
жизни и чахлой воли, обремененной виной. Он вырастает во
взрослого, подавляющего свои эмоции и рассматривающего сам
акт волеизъявления как дурной и запретный. Эти последствия
крайне важны для терапевта, часто встречающего пациентов,
не способных чувствовать и, вследствие переживания вины,
неспособных к волевому акту.
Нозологическая система Ранка основывалась на отклонениях
развития воли. Он описал три основных типа характеров:
творческий, невротический и антисоциальный. Творческий
характер имеет доступ эмоциям и волевым актам по своему
желанию. Невротический характер имеет волю, запутанную в
клубок с виной, и замедленную эмоциональную жизнь.
Антисоциальный характер имеет подавленную волю, им
управляют импульсы.
И.Ялом. Э.П.