суббота, октября 22, 2011

אחרי החגים

Как официант с разбухшим счетом после пира в дорогом ресторане, как головная боль после вчерашней попойки, ожидаемый и неизбежный, наступает завтра тяжелейший из периодов в израильском календаре, именуемый на древнем языке - "ахарей ахагим" ("после праздников"). Его безжалостные кредиторы уже с нетерпением толпятся за дверью. При мысли о них хочется снова стать маленьким и безответственным.
Что там экзистенциалисты говорили об отрицании?

Бессознательное по Ролло Мэй

"Если мы хотим понять вытеснение у данной личности, мы должны поставить следующие вопросы, каково отношение этого человека к его собственным потенциальным возможностям? Что происходит такого, отчего он предпочитает или вынужден предпочесть изгнать из сферы своего сознавания нечто, что он знает, и на другом уровне знает, что он знает... Бессознательное, таким образом, не следует рассматривать как резервуар культурально неприемлемых импульсов, мыслей и желаний. Я определяю его скорее как потенциальные возможности знания и переживания, которые индивид не может или не хочет актуализировать". 
 
И.Ялом. Э.П.

Кафка на Banana Beach

Сегодня Д. заступил на вахту на тельавивском "Banana Beach". Если бы я умел рисовать, то непременно изобразил бы Д. читающего "Кафка на пляже" ... на пляже.
К психотерапии особое отношение имеет вклад Пауля Тиллиха. В "Мужестве быть" он говорит о тревоге, вызываемой у человека идеей небытия, и различает три источника тревоги – три основных пути, на которых небытие угрожает бытию. Два из них (смерть – угроза объективному существованию и бессмысленность – угроза духовному существованию) рассматриваются мною в других разделах. Третий имеет непосредственное отношение к настоящей дискуссии. Небытие составляет опасность для бытия, угрожая нашему моральному самоутверждению, и эта угроза заставляет нас испытывать вину и тревогу самоосуждения. Слова Тиллиха предельно ясны:
"Бытие человека не только дано ему, но также требуется от него. Он ответственен за него; в самом буквальном смысле, он должен отвечать, если его спросят, что он сделал из себя. Тот, кто спрашивает его, – его судья, и это не кто иной, как он сам. Данная ситуация вызывает его тревогу, которая в относительных терминах есть тревога вины, в абсолютных тревога самоотвергания, или самоосуждения. От человека ожидается, чтобы он сделал из себя то, чем он может стать, чтобы воплотить свою судьбу Каждым моральным актом, актом самоутверждения человек вносит вклад в воплощение своей судьбы, в актуализацию того, чем он потенциально является".
Эта позиция – "От человека ожидается, чтобы он сделал из себя то, чем он может стать, чтобы воплотить свою судьбу" ведет происхождение от Кьеркегора, описавшего форму отчаяния, связанного с нежеланием быть собой. Саморефлексия (осознание вины) умеряет отчаяние: не знать, что находишься в отчаянии, – это еще более глубокая форма отчаяния'". На то же обстоятельство указывал хасидский раввин Сусия* (Susya), который незадолго до своей смерти сказал. "Когда я приду на небеса, там не спросят меня. 'Почему ты не был Моисеем?' Вместо этого меня спросят. 'Почему ты не был Сусией? Почему ты не стал тем, кем мог стать только ты?"'. Отто Ранк остро сознавал эту ситуацию и писал, что, предохраняя себя от слишком интенсивного или слишком быстрого проживания, мы чувствуем себя виновными из-за неиспользованной жизни, непрожитой жизни в нас". 

И.Ялом. Э.П.
* в русском тексте написано "Сашья", что является полнейшим бредом.

пятница, октября 21, 2011

Шабат шалом!

Молодые и мало кому известные, но многообещающие  "Tiny Fingers"



Еще о вине

В терапии, основанной на экзистенциальной точке зрения, "вина" имеет несколько иной смысл, чем в традиционной терапии, где она обозначает эмоциональное состояние, связанное с переживанием неправильных действий, всепроникающее, высоко дискомфортное состояние, характеризуемое тревогой в соединении с ощущением своей "плохости". (Фрейд отмечает, что субъективно "чувство вины и чувство неполноценности трудно различимы".) Можно разграничить невротическую и "подлинную" вину – или, говоря словами Бубера, "вину" и "чувства вины.

Невротическая вина происходит от воображаемых преступлений* (или мелких проступков, вызывающих непропорционально сильную реакцию) против другого человека, древних и современных табу, родительских и социальных запретов. "Подлинная" вина обусловлена реальным преступлением по отношению к другому человеку. Субъективные дисфорические переживания в обоих случаях сходны, однако значение и терапевтическое преодоление этих двух форм вины очень различаются: справиться с невротической виной возможно путем проработки чувства собственной "плохости", бессознательной агрессивности и желания наказания, в то время как "подлинная" вина должна быть актуально или символически эквивалентно искуплена.

Экзистенциальная перспектива в психотерапии добавляет важное измерение к концепции вины. Во-первых, полное принятие ответственности за свои действия расширяет границы вины, уменьшая возможности бегства. Индивид уже не может спокойно удовлетвориться такими алиби, как "Я не имел этого в виду", "Это был несчастный случай", "Я не мог ничего сделать", "Я следовал непреодолимому импульсу". Подлинная вина и ее роль в межличностных взаимодействиях часто бывает предметом диалога в экзистенциальной терапии.

Но экзистенциальная концепция вины добавляет также нечто еще более важное, чем расширение границ "подотчетности". Попросту говоря, речь идет о следующем: человек несет вину не только за преступления против других людей, моральных или социальных правил; но также за преступления против самого себя. Из всех экзистенциальных философов наиболее полно разработали это представление Кьерксгор и Хайдеггер. Существенно, что Хайдеггер для обозначения вины и ответственности использует одно и то же слово (shuldig). После обсуждения традиционных употреблений понятия "виновный" он заявляет: "Быть виновным также подразумевает 'быть ответственным за', то сеть являться источником, или автором, или по крайней мере случайной причиной чего-либо". 

* Преступление имеется в виду, конечно, не в юридическом смысле, а в смысле нарушения правил, нанесения ущерба и вообще перехода неких границ. – Прим. переводчика.

И.Ялом. Э.П.

Маяковская осень

На мою голову опускается осень. Лишнее свидетельство победы человеческого разума над природой. Накапливающийся жизненный опыт (мудрость + набитые шишки) в виде увеличивающегося лба, оттесняет бесполезные с эволюционной точки зрения (седые) волосы, слетающие на мои плечи и подушку, аки листопад.
Но не стоит коту зимы торопиться чтобы греть свое тело на лысине моего интеллекта. Помнится как лет пять назад, при появлении первых проталин в моей шевелюре я спросил у моего парихмахера пришло ли время принятия смелых решений. На что он отрицательно замотал головой. 
Возможно и на этот раз пронесет. Может что-то в рационе заменить или какая сезонная штука. 
А если нет, то буду встречать феномен с мужеством героев лысого Брюса Виллиса, с которым они становятся на пути международного террора.

четверг, октября 20, 2011

О ситуации на Ближнем Востоке

Выступление израильского профессора Барри Рубина в Амстердаме 17.10.11. (English)



Замечание автора:

Я заметил несколько оговорок. Когда я говорил о Турции и Иране как "двух немусульманских государствах региона", я хотел сказать: "двух неарабских мусульманских государствах в регионе". И, говоря, что "Тунис - самое светское государство в мире" (18 минута), я имел в виду: "самое светское мусульманское государства в мире". 

via  [info]tay_kuma

среда, октября 19, 2011

Сегодня Симхат Тора – евреи заканчивают годовой цикл чтения торы (Ветхий Завет), разделенной на недельные главы. В этой связи у меня возникают серьезные опасения – успею ли я прочесть за год свой новый завет, так как мой темп явно отстает от главы в неделю.
По случаю праздника и в честь  открытия цитрусового сезона, Чу испекла апельсиновый кекс.
IMG_1097

Биби Гамп

Биби, вернувший домой Шалита начал стричь политические купоны не отходя от касссы брюха вертолета, доставившего солдата на встречу с родителями. Биби "случайно" оказывался почти в каждом кадре, сделанным армейским фотографом. 

Реакция не замедлила появиться. Газета "аАрец" опубликовала серию коллажей под заголовком "Нетанияу в роли израильского Фореста Гампа". Перепечатываю здесь наиболее понравившиеся мне:

גלעד שליט

664518826

192231341

567381949

Micmacs

Очередной шедевр Жан Пьера Жене - автора "Амели" и "Деликатессен".
Для ценителей жанра.



ШШШШ

Структура вкуса

 

IMG_1094

вторник, октября 18, 2011

Радостные новости и в нашей семье. Отец получил добро на операцию по закрытию стомы. Даты еще нет.
В отделе электроники в супермаркете все телевизоры транслируют возвращение Шалита. Работники и покупатели стоят у экранов и следят за происходящим.
На соседнюю со мной  кассу садится кассирша.
- Я специально оделась сегодня в бело-голубое (цвета израильского флага), а они (начальство) заставляют меня переодеваться в эту дурацкую форму (оранжевая футболка с сиреневым логотипом).
Моя кассирша – арабка сочувственно кивает ей головой. – Не футболка, а светофор какой-то.

Чу следила за событиями на работе по израильским СМИ в интернете. Рядом с ней сидел ее коллега Айман – араб из Восточного Иерусалима. Он слушал через наушник репортажи “Аль Джазиры” и дополнял Чу картину с той стороны.
На каком-то этапе Чу расплакалась от переполняющих чувств и Айман обнял ее и стал утешать.
- Зачэм плачеш? – спрашивал Айман.
Чу пыталась объяснить ему сложное  душевное состояние матери солдата.

Гильад Шалит вернулся домой

 

1535986360

фото: לע”מ

Потому что иначе нам нельзя.

понедельник, октября 17, 2011

D. was here

 

IMG_1090

Лондонская знакомая V.Jr – японка, потерявшая недавно при трагических обстоятельствах своего мужа израильтянина, должна рожать в ближайшие дни. Наш резидент в Лондоне задал ей естественный в таких обстоятельствах вопрос:”На каком языке будешь рожать, Кэт?”. Йоко ответила, что будет материться на японском, английском и иврите.
-  И какие  ругательства на иврите ты знаешь? – поинтересовался V.Jr.
- Pizda Bliad! – выдала знакомая на английском с японским акцентом. 

воскресенье, октября 16, 2011

The Wire II

Закончили смотреть второй сезон "The Wire", объединившего нашу семью у телевизора. Второй сезон не только не уступает первому, но местами превосходит его по всем категориям.
Первая серия третьего сезона уже в стволе. Указательный палец поглаживает спусковой крючок пульта.


ШШШШ