К психотерапии особое отношение имеет вклад Пауля
Тиллиха. В "Мужестве быть" он говорит о тревоге, вызываемой
у человека идеей небытия, и различает три источника тревоги
– три основных пути, на которых небытие угрожает
бытию. Два из них (смерть – угроза объективному
существованию и бессмысленность – угроза
духовному существованию) рассматриваются мною в других
разделах. Третий имеет непосредственное отношение к
настоящей дискуссии. Небытие составляет опасность для
бытия, угрожая нашему моральному самоутверждению, и эта
угроза заставляет нас испытывать вину и тревогу
самоосуждения. Слова Тиллиха предельно ясны:
"Бытие человека не только дано ему, но также требуется от него. Он ответственен за него; в самом буквальном смысле, он должен отвечать, если его спросят, что он сделал из себя. Тот, кто спрашивает его, – его судья, и это не кто иной, как он сам. Данная ситуация вызывает его тревогу, которая в относительных терминах есть тревога вины, в абсолютных тревога самоотвергания, или самоосуждения. От человека ожидается, чтобы он сделал из себя то, чем он может стать, чтобы воплотить свою судьбу Каждым моральным актом, актом самоутверждения человек вносит вклад в воплощение своей судьбы, в актуализацию того, чем он потенциально является".
Эта позиция – "От человека ожидается, чтобы он
сделал из себя то, чем он может стать, чтобы воплотить свою
судьбу" ведет происхождение от Кьеркегора, описавшего форму
отчаяния, связанного с нежеланием быть собой. Саморефлексия
(осознание вины) умеряет отчаяние: не знать, что находишься
в отчаянии, – это еще более глубокая форма отчаяния'".
На то же обстоятельство указывал хасидский раввин Сусия*
(Susya), который незадолго до своей смерти сказал. "Когда я
приду на небеса, там не спросят меня. 'Почему ты не был
Моисеем?' Вместо этого меня спросят. 'Почему ты не был
Сусией? Почему ты не стал тем, кем мог стать только ты?"'.
Отто Ранк остро сознавал эту ситуацию и писал, что,
предохраняя себя от слишком интенсивного или слишком
быстрого проживания, мы чувствуем себя виновными из-за
неиспользованной жизни, непрожитой жизни в нас".
И.Ялом. Э.П.
* в русском тексте написано "Сашья", что является полнейшим бредом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий