суббота, декабря 24, 2011

На юг!

На границе Галилеи и Голанских высот мы обратили внимание на странные седые деревья

IMG_1621

IMG_1622

По пути домой остановились на дозаправку в любимом нами “Цель аТамар”

IMG_1625

Заехали на Ски-Гильбоа – лыжный сайт на горе Гильбоа, с искусственным травяным покрытием. Кататься не собирались, только показать гостье местную диковинку.

IMG_1628

IMG_1629

IMG_1630

На сайте – две трассы … и одна малолетняя лыжница. Оценить ее скольжение по крашеной пластиковой траве нам так и не довелось.

На Север!

Ездили на Север. Было ветрено …

IMG_1606

и холодно

IMG_1609

В Рош Пина зима ощущалась гораздо красивее

IMG_1610

и выпуклее

IMG_1614

Посетили Кфар Нахум (Капернаум) и по традиции накормили страждущих хлебами (с домашней пастрамой и овощами).

IMG_1615

IMG_1616

IMG_1618

IMG_1619

Руководство для растерянных

В XII веке Моисей Маймонид в "Руководстве для растерянных" описал четыре принципиальных способа стремления к совершенству. Он отверг первый из них – совершенствование материальной собственности – как дело воображаемое и ненадежное, и второй – совершенствование тела – как не позволяющий провести различие между человеком и животным. Третий путь – нравственное совершенствование он находил заслуживающим похвалы, но ограниченным в том смысле, что он служит больше другим, чем самому человеку. Четвертый – совершенствование разума он считал "подлинно человеческим совершенствованием", через которое "человек становится человеком". Интеллектуальное совершенство конечная цель, оно позволяет человеку постичь Бога. 

И.Ялом. Э.П.

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА

Наша дилемма заключается в том, что два нижеследующих положения, оба истинные, представляются непримиримо противоположными:
  1. Человеческое существо, по-видимому, нуждается в смысле. Мы видели, что отсутствие в жизни смысла, целей, ценностей и идеалов вызывает значительные страдания. В острой форме они могут привести человека к решению покончить с собой. Франкл отмечает, что в концентрационном лагере индивид без ощущения смысла практически не выживал. Перед лицом смерти человек способен проживать "лучшую" жизнь, способен жить с полнотой и жаром, если он обладает определенной целью. Возникает впечатление, что нам нужны некие абсолюты – устойчивые идеалы, к которым мы можем стремиться, и направляющие ориентиры, на основании которых можно выстраивать жизнь. 
  2.  Однако экзистенциальная концепция свободы, описанная в главах 6 и 7, утверждает, что единственный подлинно абсолютный факт заключается в отсутствии абсолютов. Согласно экзистенциальной точке зрения, мир случаен: все, что есть, могло быть иначе; человеческие существа конституируют себя, свой мир и свою ситуацию в мире; никакого "смысла", никакого великого замысла вселенной, никаких направляющих жизненных ориентиров жизни не существует, за исключением тех, которые создает сам индивид.
Проблема в самой элементарной форме звучит так: как существо, нуждающееся в смысле, находит смысл во вселенной, не имеющей смысла? 
И.Ялом. Э.П.

Второе (и последнее)

предупреждение для легкомысленных ...

 
– Доброе утро, – в конце концов сказал Глубокий Мыслитель.
– Э… доброе утро, о Глубокий Мыслитель, – дрожащим голосом произнес Дурволл, – есть ли у тебя…э…
– Ответ для вас? – величественно прервал Глубокий Мыслитель. – Да. Есть.
Двое мужчин не могли унять нервную дрожь. Они ждали не напрасно!
– Настоящий Ответ? – выдохнул Фугх.
– Настоящий, – подтвердил Глубокий Мыслитель.
– На все? На Великий Вопрос о Жизни, Вселенной и Всяком Таком?
– Да.
Всю жизнь обоих ученых готовили к этому моменту, им еще при рождении было суждено стать свидетелями Великого Ответа, но, невзирая на это, они дрожали и задыхались от волнения.
– И ты готов дать нам этот Ответ? – спросил Дурволл.
– Готов.
– Сейчас?
– Сейчас, – ответил Глубокий Мыслитель.
Мужчины облизали пересохшие губы.
– Хотя мне не кажется, – добавил Глубокий Мыслитель, – что он вам понравится.
– Неважно! – закричал Фугх. – Мы должны узнать его! Сейчас же!
– Сейчас же? – переспросил Глубокий Мыслитель.
– Да! Сейчас!
– Ладно, – сказал компьютер и снова замолчал. Ученые нервничали. Напряжение стало невыносимым.
– Вам действительно не понравится Ответ, – предупредил Глубокий Мыслитель еще раз.
– Говори же!
– Хорошо, – решился Глубокий Мыслитель. – Ответ на Великий Вопрос…
– Да!…
– О Жизни, Вселенной и Всяком Таком… – раздельно выговаривал Глубокий Мыслитель.
– Да!…
– Это… – Глубокий Мыслитель сделал паузу.
– Да!…
– Это…
– Да!!!
– Сорок два, – величаво изрек Глубокий Мыслитель.


Дуглас Адамс.Путеводитель «Автостопом по Галактике». (Глава 27)

Дисклеймер

Длинный эпиграф:

Они переглянулись и пожали плечами. Пфук собрался с мыслями первым.
– О компьютер Глубокий Мыслитель, – начал он, – задача, для выполнения которой мы создали тебя, следующая. Мы хотим, чтобы ты дал нам… – он выдержал паузу, – Ответ!
– Ответ? – переспросил Глубокий Мыслитель. – Ответ на что?
– На Вопрос! Зачем жизнь! – выпалил Пфук.
– Вселенная! – прокричал Придурвилль.
– И все такое! – закончили они в унисон.
Глубокий Мыслитель задумался на мгновение.
– Ишь ты, – сказал он наконец.
– Ты можешь дать нам ответ?
Опять последовала многозначительная пауза.
– Да, – ответил Глубокий Мыслитель, – я могу дать вам ответ.
– А он есть? – беззвучно спросил Пфук в радостном возбуждении.
– Простой ответ? – добавил Придурвилль.
– Да, – подтвердил Глубокий Мыслитель. – Жизнь, Вселенная и Все Такое… Ответ есть. Но, – прибавил он, – мне надо будет подумать об этом.
 
 Дуглас Адамс.Путеводитель «Автостопом по Галактике». (Глава 25)




Достиг последней главы в "Экзистенциальной психотерапии" Ялома, посвященной смыслу жизни ... или его отсутствию. Готовьтесь, искатели Этваса! Великая тайна нашего существования будет вскоре открыта на этих страницах. 

Спросите себя, готовы ли ее услышать. Если да, то вставьте патроны в магазины вашего М16\АК47 и напишите письмо вашим близким. Возможно вы не вернетесь из боя. Во всяком случае, такими, какими они (и вы сами) вас знали. 
А если нет, то игнорируйте все публикации с ярлыком "вода" и "читаты" в течении ближайшей недели. В противном случае, редакция журнала снимает с себя всякую ответственность за последствия.




пятница, декабря 23, 2011

Возможность рассказать другому все свои самые темные тайны, все свои запретные мысли, поведать о своем тщеславии, своих горестях, своих страстях и все же быть этим другим полностью принятым – оказывает невероятно самоутверждающее воздействие. 

И.Ялом. Э.П.
Многие другие подтверждают, что изоляция должна быть пережита, чтобы она могла быть преодолена. Например, Камю говорил. "После того, как человек научился – и не по книгам – оставаться наедине со своим страданием, преодолевать жажду бегства, ему мало чему остается учиться". Роберт Хобсон утверждал: "Быть человеком означает быть одиноким. Продолжать становиться личностью значит исследовать новые способы опираться на свое одиночество".

(...)

Отто Уилл (Otto Will), исходя из долгого опыта терапии нарушений у подростков и молодых взрослых, отметил, что индивиды из семей, где присутствовали любовь и взаимное уважение, способны относительно легко выйти из семьи, перенести сепарацию и одиночество ранней взрослости. Что же происходит с теми, кто вырастает в мучительно трудных, высоко конфликтных семьях? Казалось бы, они должны, танцуя от радости, покинуть свою семью. Но происходит противоположное: чем более нарушена семья, тем труднее подрастающему поколению ее оставить – оно плохо подготовлено к сепарации и цепляется за семью, ища убежища от тревоги изоляции. 

И.Ялом. Э.П.

Шабат шалом!

Вчера в джазовой программе по 88FM узнал о творчестве израильского джазмена Амита Голана, ушедшего из жизни в прошлом году. Спешу поделиться с вами треком, который был записан в рамках диска, посвященного его творчеству: "Boozigad".

Кесария

Музей Рали

IMG_1582

IMG_1583

IMG_1588

IMG_1589

IMG_1590

IMG_1592

Акведук

IMG_1594

IMG_1599

Конечно, у проблемы изоляции нет "решения". Она является частью существования, и мы должны смотреть ей в лицо и найти способ принять ее. Духовная общность с другими важное доступное нам средство смягчить страх изоляции. Все мы одинокие корабли в темном море. Мы видим огни других кораблей – нам до них не добраться, но их присутствие и сходное с нашим положение дают нам большое утешение. Мы осознаем свое абсолютное одиночество и беспомощность. Но если нам удается вырваться из своей клетки без окон, мы начинаем осознавать других, встречающихся с тем же ужасом одиночества. Наше чувство изолированности открывает нам путь к сочувствию другим, и мы уже не так сильно боимся. Невидимая связь соединяет индивидов, причастных к одному и тому же переживанию, будь то опыт жизни, общий по времени или месту (например, посещение одной и той же школы), или просто опыт свидетелей одного и того же события.

Но сочувствие, как и его двойник – эмпатия, требуют определенной степени равновесия, их невозможно построить на панике. Человек должен начать переживать и терпеть изоляцию, чтобы получить доступ к ресурсам, позволяющим более полно справляться со своей экзистенциальной ситуацией. Бог предлагает избавление от изоляции для многих, но в то же время, как утверждал Альфред Норт Уайтхед, изоляция есть условие подлинной духовной веры: "Религия – это то, что индивид делает с собственным одиночеством ... и если вы не бываете одиноки, вы не бываете религиозны". Отчасти задача терапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту встретиться с изоляцией, осуществить то, что вначале порождает тревогу, но в конечном счете катализирует личностный рост. В "Искусстве любви" Фромм писал, что "способность быть в одиночестве это условие способности любить", и уже в те дни в Соединенных Штатах, до 1960-х и трансцендентальной медитации, предлагал методы одинокой концентрации на содержании своего сознания. 

И.Ялом. Э.П.

Сколько людей в комнате?


В зрелых, заинтересованных отношениях человек всем своим существом связан с другим. В той мере, в какой он удерживает вне отношений часть себя, чтобы наблюдать за отношениями или за воздействием, которое он оказывает на другого, отношения терпят неудачу. Бубер описывает ситуацию, которая развивается, когда два индивида пытаются вступить в отношения между собой, полностью сохраняя самоосознание.

"Теперь давайте представим себе, как сидят и разговаривают двое людей, в жизни которых доминирует внешнее Назовем их Питер и Пол. Давайте перечислим различные включенные в эту ситуацию фигуры. Во-первых, это Питер, каким он хочет показаться Полу, и Пол, каким он хочет показаться Питеру. Затем это Питер, каким он действительно кажется Полу, то есть представление Пола о Питере, которое обычно ни в малейшей степени не совпадает с тем, что Питеру хотелось бы, чтобы увидел Пол, и точно такая же обратная ситуация. Далее, есть Питер, каким он кажется самому себе, и Пол, каким он кажется самому себе Наконец есть Питер во плоти и Пол во плоти. Два живых существа и шесть призрачных видений, которые по-разному перемешиваются при разговоре этих двоих. Где место для какой-нибудь подлинной межчеловеческой жизни?"

И.Ялом. Э.П.

Яффо вечером №2

Каждый раз, когда мы водим по Яффо друзей, мы обнаруживаем что-то новое.

IMG_1559

IMG_1563

IMG_1566



Приветливая девушка в одной из галерей пыталась построить с нами общение сначала на иврите, потом на английском и французском (она – репатриантка из Монреаля). Но оказалось, что ни на одном из этих языков не могли говорить все присутствующие. Поэтому пришлось вести беседу на иврите и французском поочередно.

IMG_1573

IMG_1574

IMG_1575

Древние улочки были освещены вчера каким-то необычным мягким светом, что придавало обыкновенному особый художественный вид.

IMG_1578

(В голове все время вертелась “Звездная ночь” Ван Гога)

Ну очень большой Ицик

Перед походом в старый Яффо решили подкрепиться культовым хумусом семейства Абу-Хасан. Но к нашему удивлению он оказался закрыт. Чу уже успела заполнить уши и душу Лены развесистой клюквой об лечебных волшебных местного продукта и экзотическом духе заведения, поэтому разочарование посетило всех троих.

В качестве альтернативы попробовали “Большого Ицика” на въезде в Яффо. От когда-то народного ресторана “Шипудей аТиква” в ресторане осталась только публика. Все остальное было  основательно и со вкусом перестроено с соответствующей поправкой в ценах. Лена получила меню на французском, и заказав пару шашлыков, вошла в ступор при виде многочисленных тарелок с салатом, мгновенно заполнивших наш стол. Будучи незнакомой с восточным гостеприимством она подумала, что в меню на французском была допущена ошибка.

IMG_1554

Шок вскоре прошел и содержание тарелок стало уменьшаться.

IMG_1556

У всех официантов был беджик с именем на груди. У всех имена, как имена, а у нашего арабского парня, говорящего на неплохом “кавказском” русском баджик гласил “Doctor”. На наш вопрос о просто ответил:”Потому что я – доктор.” А русский он привез с собой из Москвы, где он, вероятно, на доктора и учился. Чтобы не казаться гостье заносчивым я не стал объяснять Лене, что уровень жизни в стране настолько высокий, что для работы официантом в арабском ресторане требуется, как минимум, медицинский диплом. (Еврейские рестораны требуют профессорское звание.)

К счастью, нам не потребовалось воспользоваться медицинскими знаниями нашего официанта, ибо еда была очень вкусной и свежей, и мы вышли на ночной яффский воздух сытые и довольные.

IMG_1558

Яффо вечером. №1

 

IMG_1543

IMG_1545

IMG_1550

IMG_1546

IMG_1552

IMG_1553

Тель Авив. Порт.

 

IMG_1541

IMG_1542

1й день зимы. Море

В самый короткий в году день в Израиле официально началась зима.
Капитан Боря свистал всех наверх. Беззаботные выходные на море закончились. Начались суровые будни. В восемь утра мы уже загружались на яхту. Погода выдалась прекрасная. Только ветер был слабоват.


IMG_1506

IMG_1507

IMG_1511

Тель Авив был затянут дымкой тумана.

IMG_1513

IMG_1518

IMG_1523

IMG_1525

IMG_1531

IMG_1537

IMG_1538

IMG_1522

IMG_1539

IMG_1535

IMG_1536