Принятые на себя поручения гиляки исполняют аккуратно, и не было еще
случая, чтобы гиляк бросил на полдороге почту или растратил чужую вещь.
Поляков, которому приходилось иметь дело с гиляками-лодочниками, писал,
что они оказываются точными исполнителями принятого обязательства, чем
отличаются при доставке казенных грузов. Они бойки, смышлены, веселы,
развязны и не чувствуют никакого стеснения в обществе сильных и богатых.
Ничьей власти над собой не признают, и кажется, у них нет даже понятий
«старший» и «младший». В «Истории Сибири» И. Фишера говорится, что
известный Поярков приходил к гилякам, которые тогда «ни под какою чужою
властью не состояли». У них есть слово «джанчин», означающее
превосходство, но так они называют одинаково и генералов и богатых
купцов, у которых много китайки и табаку. Глядя у Невельского на портрет
государя, они говорили, что это должен быть физически сильный человек,
который дает много табаку и китайки. Начальник острова пользуется на
Сахалине огромною и даже страшною властью, но однажды, когда я ехал с
ним из Верхнего Армудана в Арково, встретившийся гиляк не постеснялся
крикнуть нам повелительно: «Стой!» – и потом спрашивать, не встречалась
ли нам по дороге его белая собака. У гиляков, как говорят и пишут, не
уважается также и семейное старшинство. Отец не думает, что он старше
своего сына, а сын не почитает отца и живет, как хочет; старуха мать в
юрте имеет не больше власти, чем девочка-подросток. Бошняк пишет, что
ему не раз случалось видеть, как сын колотит и выгоняет из дому родную
мать, и никто не смел сказать ему слова. Члены семьи мужского пола равны
между собой; если вы угощаете гиляков водкой, то должны подносить также
и самым маленьким. Члены же женского пола одинаково бесправны, будь то
бабка, мать или грудная девочка; они третируются, как домашние животные,
как вещь, которую можно выбросить вон, продать, толкнуть ногой, как
собаку. Собак гиляки все-таки ласкают, но женщин никогда. Брак считается
пустым делом, менее важным, чем, например, попойка, его не обставляют
никакими религиозными или суеверными обрядами. Копье, лодку или собаку
гиляк променивает на девушку, везет ее к себе в юрту и ложится с ней на
медвежью шкуру – вот и всё. Многоженство допускается, но широкого
развития оно не получило, хотя женщин, по-видимому, больше, чем мужчин.
Презрение к женщине, как к низкому существу или вещи, доходит у гиляка
до такой степени, что в сфере женского вопроса он не считает
предосудительным даже рабство в прямом и грубом смысле этого слова. По
свидетельству Шренка, гиляки часто привозят с собой аинских женщин в
качестве рабынь; очевидно, женщина составляет у них такой же предмет
торговли, как табак или даба. Шведский писатель Стриндберг, известный
женоненавистник, желающий, чтобы женщина была только рабыней и служила
прихотям мужчины, в сущности единомышленник гиляков; если б ему
случилось приехать на Сев<ерный> Сахалин, то они долго бы его
обнимали.
А.Чехов. О.С.