Человек, который позволяет себе опуститься потому, что
не может видеть никакой будущей цели, оказывается занятым мыслями о
прошлом. Мы уже говорили о тенденции смотреть в прошлое в другом аспекте
- когда это помогает сделать настоящее, со всеми его ужасами,
менее реальным. Но в отвлечении от реальности имеется определенная
опасность. Тогда человеку легко упустить ряд случаев, позволяющих
сделать из лагерной жизни нечто позитивное, а такие случаи
действительно представлялись. Само отношение к нашему «условному
существованию» как к нереальному было сильным фактором, из-за
которого заключенный переставал держаться за жизнь: это казалось
бессмысленным. Такие люди забывали, что лагерь - это просто
исключительно трудная внешняя ситуация, которая предоставляет человеку
возможность духовного роста. Вместо того чтоб воспринимать тяжести
лагеря как экзамен для своей внутренней силы, они не принимали всерьез
свою жизнь и презирали ее как нечто несущественное. Они предпочитали
закрыть глаза и жить в прошлом. Для таких людей жизнь становилась
бессмысленной.
Естественно, только немногие были способны
подняться до великих духовных высот. Но этим немногим был дан шанс
обрести человеческое величие в своих видимых земных неудачах и
даже смерти, чего они в обычных обстоятельствах никогда бы не
достигли. К остальным из нас, заурядным и нерешительным, применимы
слова Бисмарка: «Жизнь - это как посещение дантиста. Мы все
время думаем, что самое худшее впереди, и вот все уже кончилось.»
Варьируя это высказывание, можно сказать: большинство людей в
концлагере считали, что реальные возможности в жизни уже позади. И все
же на самом деле была такая возможность, и был брошен вызов. Можно
было одержать духовную победу, обратив лагерное существование во
внутренний триумф, или можно было пренебречь вызовом и просто
прозябать, как делало большинство заключенных.
В.Франкл. ЧВПС
Комментариев нет:
Отправить комментарий