Теперь мы можем вернуться к важной параллели между
любовью к собственным родителям и любовью к богу. Ребенок начинает жизнь
с привязанности к своей матери, «как основе всякого бытия». Он
чувствует беспомощность и необходимость всеобъемлющей любви матери.
Затем он обращается к отцу, как к новому центру его привязанности; отец
становится руководящим началом мысли и действия; на этой стадии ребенок
мотивирован необходимостью достичь отцовской похвалы и избежать его
недовольства. На стадии полной зрелости он освобождается от матери и
отца как опекающих и направляющих сил; он утверждает в самом себе
материнский и отцовский принципы. Он становится своим собственным отцом и
матерью; он сам есть отец и мать. В истории рода человеческого мы видим
– и можем предвидеть наперед – то же развитие: от первоначальной любви к
богу, как беспомощной привязанности к матери-богине, через послушную
привязанность к богу-отцу, к зрелой стадии, когда бог перестает быть
внешней силой, когда человек вбирает в себя принципы любви и
справедливости, когда он становится единым с богом, и наконец, к точке,
где он говорит о боге только в поэтическом, символическом смысле.
Из этих размышлений следует, что любовь к богу нельзя
отделить от любви к своим родителям. Если человек не освобождается от
кровной привязанности к матери, клану, народу, если он сохраняет детскую
зависимость от карающего и вознаграждающего отца или какого-либо иного
авторитета, он не может развить в себе более зрелую любовь к богу;
следовательно, его религия является такой, какой она была на ранней
стадии развития, когда бог воспринимался как опекающая всех мать или
карающий-вознаграждающий отец.
Э.Фромм. И.Л.
Комментариев нет:
Отправить комментарий