Можно считать, что душевное здоровье основано на определенной степени
напряжения, вызванного разницей между тем, что уже достигнуто, и тем,
что еще нужно совершить; разрывом между тем, что ты есть, и чем ты
должен стать. Такое напряжение присуще человеческому существу, и
поэтому незаменимо для душевного благополучия.Так что не стоит
колебаться, ставить ли перед человеком задачу поиска потенциального
смысла его жизни, который ему надо осуществить. Только так мы можем
пробудить в нем волю к смыслу, которая находится в латентном
(спящем) состоянии. Я считаю опасным ложное понятие душевной гигиены,
предполагающее, что человек в первую очередь нуждается в равновесии,
или, как это называется в биологии, «гомеостазе», т.е. в
ненапряженном состоянии. В чем человек действительно нуждается - так
это не в расслаблении, а скорее в стремлении к значительной
цели, свободно выбранной задаче, - и в борьбе за ее выполнение. Он
нуждается не в снятии напряжения любой ценой, а в зове
потенциального смысла, ждущего от него осуществления. Человеку нужен не
гомеостаз, а то что я называю ноодинамикой, т.е. экзистенциальная
динамика в силовом поле напряжения, где один полюс является смыслом,
который следует осуществить, а другой полюс - сам человек, который и
должен это сделать. И не надо думать, что это верно только в
нормальных условиях; для невротиков это еще полезнее. Если архитектор
хочет укрепить обветшавшую арку, он увеличивает лежащий на ней груз,
потому что тогда ее части крепче соединяются друг с другом. И если
врач хочет укрепить душевное здоровье пациента, он не должен
боятья создать значительное напряжение, переориентируя его по
направлению к смыслу жизни.
В.Франкл. ЧВПС
Комментариев нет:
Отправить комментарий