Существует два совершенно разных типа жертвенности. То,
что потребности нашего физического "я" и стремления нашего психического
"я" могут прийти в состояние конфликта, что ради утверждения нашей
духовной сущности мы можем быть вынуждены пожертвовать собой, — это один
из трагических фактов жизни; самопожертвование всегда останется
трагедией. Смерть не может быть сладка, за какие бы высокие идеалы ни
приходилось ее принимать; она всегда горька невыразимо, но тем не менее
она может стать наивысшим утверждением нашей личности. Подобное
самопожертвование в корне отличается от "самопожертвования", какое
превозносит фашизм. Там самопожертвование представляется не наивысшей
ценой, какую может заплатить человек за утверждение своей личности, а
самой целью его существования. Это мазохистское самопожертвование видит
жизненное предназначение человека в отрицании своей жизни, в
самоуничтожении. Самопожертвование становится ярчайшим выражением того
уничтожения индивидуальной личности, ее полного подчинения высшей
власти, к которому стремится фашизм во всех его проявлениях. Это такое
же извращение подлинного самопожертвования, как самоубийство — наивысшее
извращение жизни. Подлинное самопожертвование предполагает непреклонное
стремление к духовной целостности; самопожертвование тех, кто эту
целостность утратил, лишь прикрывает их моральное банкротство.
Может возникнуть еще одно возражение: если индивидам
дозволено действовать свободно, спонтанно, если они не признают над
собой никакой власти, то не ведет ли это к неизбежной анархии? При
условии, что под словом "анархия" понимается безудержный эгоизм и
разрушительность, ответ зависит от нашего представления о человеческой
природе. Я могу лишь сослаться на все сказанное выше, в главе о
механизмах "бегства": человек сам по себе не хорош и не плох;
человеческой жизни присуща внутренняя тенденция к развитию, проявлению
способностей; если индивид изолирован, охвачен сомнениями, подавлен
чувством одиночества и бессилия, то именно тогда он стремится к власти
или к подчинению, тогда он склонен к разрушительности. Если же свобода
человека станет позитивной, если он сможет реализовать свою сущность
полностью; без компромиссов, то основополагающие причины антисоциальных
стремлений исчезнут, а опасны будут люди ненормальные, больные индивиды.
В истории человечества подобная свобода еще не достигалась никогда,
однако она всегда была тем идеалом, к котором стремилось человечество,
даже если это стремление, выражалось подчас в нелепых, иррациональных
формах. Удивляться надо не тому, что история полна примеров жестокости и
разрушительности, а тому, что человечество сохранило те качества
достоинства, доблести и доброты, примеры которых мы находим на
протяжении всей истории (и у бесчисленного множества людей в наши дни),
причем сохранило и даже развило, несмотря на все то, что происходило с
людьми. Этот факт не только удивляет, но и обнадеживает.
Э. Фромм. БОС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий