Важно осознать, до какой степени наша культура питает эту тенденцию к
конформизму, даже если и существуют выдающиеся примеры обратного.
Подавление спонтанных чувств — а следовательно, и подлинной
индивидуальности — начинается очень рано, по существу, с самого начала
воспитания ребенка[52]. Это не значит, что любое воспитание неминуемо
приводит к подавлению спонтанности; если подлинной целью воспитания
является полноценное развитие ребенка, развитие его внутренней
независимости и индивидуальности, этого не происходит. При таком
воспитании может возникнуть необходимость в каких-то ограничениях, но
эти временные меры лишь способствуют росту и развитию ребенка. Однако у
нас воспитание и образование слишком часто приводят к уничтожению
непосредственности и к подмене оригинальных психических актов
навязанными чувствами, мыслями и желаниями. (Напомню, что оригинальной я
считаю не ту идею, которая никогда никому не приходила на ум; важно,
чтобы она возникла у самого индивида, чтобы она была результатом его
собственной психической деятельности, то есть его мыслью.)
Э. Фромм. БОС
Комментариев нет:
Отправить комментарий