Власть не обязательно должна воплощаться в каком-то лице, или институте,
приказывающем что-либо делать или не делать; такую власть можно назвать
внешней. Власть может быть и внутренней, выступая под именем долга,
совести или "суперэго". Фактически вся современная мысль — от
протестантства и до философии Канта — представляет собой подмену внешней
власти властью интериоризованной. Поднимавшийся средний класс одерживал
одну политическую победу за другой, и внешняя власть теряла свой
престиж, но ее место занимала личная совесть. Эта замена многим казалась
победой свободы. Подчиняться приказам со стороны (во всяком случае, в
духовной сфере) казалось недостойным свободного человека. Но подавление
своих естественных наклонностей, установление господства над одной
частью личности — над собственной натурой — другою частью личности —
разумом, волей и совестью это представлялось самой сущностью свободы. Но
анализ показывает, что совесть правит не менее сурово, чем внешняя
власть, и, более того, что содержание приказов совести зачастую
совершенно не соответствует требованиям этических норм в отношении
человеческого достоинства. Своей суровостью совесть может и превзойти
внешнюю власть: ведь человек ощущает ее приказы как свои собственные.
Как же ему восстать против себя самого?
Э. Фромм. Бегство от свободы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий