После прихода Гитлера к власти лояльность большинства
населения нацистскому правительству была усилена добавочным стимулом:
миллионы людей стали отождествлять правительство Гитлера с "Германией". В
его руках была теперь государственная власть, и потому борьба с ним
означала самоисключение из сообщества всех немцев; когда все другие
партии были распущены и нацистская партия "стала" Германией, оппозиция
этой партии стала равнозначна оппозиции Германии. Наверно, для среднего
человека нет ничего тяжелее, чем чувствовать себя одиноким, не
принадлежащим ни к какой большой группе, с которой он может себя
отождествить. Гражданин Германии, как бы ни был он чужд принципам
нацизма, должен был выбирать между одиночеством и чувством единства с
Германией, и большинство выбрало единство. Во многих случаях люди, не
имеющие ничего общего с нацизмом, защищают нацизм от критики
иностранцев, потому что расценивают ее как нападки на Германию. Страх
перед изоляцией и относительная слабость моральных принципов
значительной части населения помогают любой партии завоевать его
лояльность, стоит лишь этой партии захватить государственную власть.
Из этого следует важнейшая аксиома политической
пропаганды: любые нападки на Германию как таковую, любая пропаганда,
порочащая "немцев" (вроде клички "гунны" в период прошлой войны), только
усиливают лояльность тех, кто еще не вполне отождествляет себя с
нацистской системой. Эта проблема, однако, не может быть решена даже
самой умной и искусной пропагандой. Ее может решить только победа — во
всех странах — одной фундаментальной истины: этические принципы выше
существования нации, и приверженность этим принципам вводит индивида в
сообщество всех тех, кто разделял, разделяет и будет разделять это
убеждение.
Э. Фромм. Бегство от свободы.
Напрашиваются аналогии с современными "патриотическими" режимами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий