Причины, по которым человек бывает привязан к
"волшебному помощнику", в принципе те же, какие мы нашли в основе
стремления к симбиозу: неспособность выдержать одиночество и полностью
реализовать свои индивидуальные возможности. В садистско-мазохистских
стремлениях эта неспособность приводит к тенденции избавиться с помощью
"волшебного помощника" от собственного "я"; в более спокойных формах, о
которых мы говорим сейчас, она выражается лишь в потребности иметь
наставника и защитника. Степень зависимости от "волшебного помощника"
обратно пропорциональна способности к спонтанному проявлению своих
интеллектуальных, эмоциональных и чувственных возможностей. Иными
словами, человек надеется получить все, чего он хочет от жизни, из рук
"волшебного помощника", а не своими собственными усилиями. Чем сильнее
проявляется эта тенденция, тем больше центр тяжести его жизни смещается с
его собственной личности в сторону "волшебного помощника" и его
персонификаций. И вопрос стоит уже не о том, как жить самому, а о том,
как манипулировать "им", чтобы его не потерять, как побудить его делать
то, что вам нужно, и даже как переложить на него ответственность за ваши
поступки.
В крайних случаях почти вся жизнь человека сводится к
попыткам манипулировать "им". Средства для этого могут быть различны:
одни используют покорность, другие — "великодушие", третьи — свои
страдания и т. д. При этом каждое чувство, каждая мысль как-то связаны с
потребностью манипулировать "им", так что ни одно проявление психики
уже не может быть спонтанным, свободным. Эта зависимость, возникая из
недостатка спонтанности, в то же время дает человеку какую-то
защищенность, но вместе с тем вызывает и чувство слабости, связанности. В
результате человек, зависящий от "волшебного помощника", ощущает —
часто бессознательно — свое порабощение и так или иначе бунтует против
"него". Этот бунт против человека, с которым связаны все надежды на
безопасность и счастье, создает новые конфликты. Чтобы не потерять
"волшебного помощника", необходимо подавлять свои мятежные тенденции; но
скрытый антагонизм остается и постоянно угрожает той безопасности,
которая и является целью связи.
Если "волшебный помощник" персонифицирован в живом
человеке, то рано или поздно наступает разочарование в нем, поскольку
этот человек не оправдал возлагавшихся на него надежд. Надежды были
иллюзорны с самого начала, потому разочарование неизбежно: ни один
реальный человек не может оправдать сказочных ожиданий. Это
разочарование накладывается на возмущение, вытекающее из порабощенности,
и ведет к новым конфликтам. Иногда они прекращаются лишь с разрывом;
затем обычно следует выбор другого объекта, от которого вновь ожидается
исполнение всех надежд, связанных с "волшебным помощником". Когда
выясняется, что и эта связь была ошибкой, она снова может быть разорвана
— либо человек решает, что "такова жизнь", и смиряется. Он не понимает
при этом, что его крах обусловлен не плохим выбором "волшебного
помощника", а самим стремлением добиться своих целей путем манипуляций с
волшебными силами вместо собственной спонтанной активности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий