Если рассмотреть с этой точки зрения душу Степного волка, то он
предстает человеком, которому уже как индивидуальности, как яркой
личности написано на роду быть не-мещанином — ведь всякая яркая
индивидуальность оборачивается против собственного «я» и склоняется к
его разрушению. Мы видим, что он наделен одинаково сильными импульсами и
к тому, чтобы стать святым, и к тому, чтобы стать развратником, но что
из-за какой-то слабости или косности не смог махнуть в дикие просторы
вселенной, не преодолел притяжения тяжелой материнской звезды мещанства.
Таково его положение в мироздании, такова его скованность. Большинство
интеллигентов, подавляющая часть художников принадлежит к этому же типу.
Лишь самые сильные из них вырываются в космос из атмосферы мещанской
земли, а все другие сдаются или идут на компромиссы, презирают мещанство
и все же принадлежат к нему, укрепляют и прославляют его, потому что в
конечном счете вынуждены его утверждать, чтобы как-то жить. Трагизм этим
бесчисленным людям не по плечу, по плечу им, однако, довольно-таки
злосчастная доля, в аду которой довариваются до готовности и начинают
приносить плоды их таланты. Те немногие, что вырываются, достигают
абсолюта и достославно гибнут, они трагичны, число их мало. Другим же,
не вырвавшимся, чьи таланты мещанство часто высоко чтит, открыто третье
царство, призрачный, но суверенный мир — юмор. Беспокойные степные
волки, эти вечные горькие страдальцы, которым не дано необходимой для
трагизма, для прорыва в звездный простор мощи, которые чувствуют себя
призванными к абсолютному, а жить в абсолютном не могут, — у них, если
их дух закалился и стал гибок в страданьях, есть примирительный выход в
юмор.[30] Юмор всегда остается в чем-то мещанским, хотя
настоящий мещанин не способен его понять. В его призрачной сфере
осуществляется запутанно-противоречивый идеал всех степных волков: здесь
можно не только одобрить и святого, и развратника одновременно,
сблизить полюса, но еще и распространить это одобрение на мещанина. Ведь
человек, одержимый Богом, вполне может одобрить преступника — и
наоборот, но оба они, да и все люди абсолютных, безоговорочных
крайностей, не могут одобрить нейтральную, вялую середину, мещанство,
один только юмор, великолепное изобретение тех, чей максимализм скован,
кто почти трагичен, кто несчастен и при этом очень одарен, один только
юмор (самое, может быть, самобытное и гениальное достижение
человечества) совершает невозможное, охватывая и объединяя лучами своих
призм все области человеческого естества. Жить в мире, словно это не
мир, уважать закон и все же стоять выше его, обладать, «как бы не
обладая», отказываться, словно это никакой не отказ, — выполнить все эти
излюбленные и часто формулируемые требования высшей житейской мудрости
способен один лишь юмор.
Г.Гессе. Степной волк
Комментариев нет:
Отправить комментарий