«Мещанство» же, всегда наличное людское состояние, есть не что иное, как
попытка найти равновесие, как стремление к уравновешенной середине
между бесчисленными крайностями и полюсами человеческого поведения. Если
взять для примера какие-нибудь из этих полюсов, скажем,
противоположность между святым и развратником, то наше уподобление сразу
станет понятно. У человека есть возможность целиком отдаться духовной
жизни, приблизиться к божественному началу, к идеалу святого. Есть у
него, наоборот, и возможность целиком отдаться своим инстинктам, своим
чувственным желаньям и, направить все свои усилия на получение
мгновенной радости. Один путь ведет к святому, к мученику духа к
самоотречению во имя Бога. Другой путь ведет к развратнику, к мученику
инстинктов, к самоотречению во имя тлена. Так вот, мещанин пытается жить
между обоими путями, в умеренной середине. Он никогда не отречется от
себя, не отдастся ни опьяненью, ни аскетизму, никогда не станет
мучеником, никогда не согласится со своей гибелью, — напротив, его
идеал — не самоотречение, а самосохранение, он не стремится ни к
святости, ни к ее противоположности, безоговорочность, абсолютность ему
нестерпимы, он хочет служить Богу, но хочет служить и опьяненью, он
хочет быть добродетельным, но хочет и пожить на земле в свое
удовольствие. Короче говоря, он пытается осесть посредине между
крайностями, в умеренной и здоровой зоне, без яростных бурь и гроз, и
это ему удается, хотя и ценой той полноты жизни и чувств, которую дает
стремление к безоговорочности, абсолютности, крайности. Жить полной
жизнью можно лишь ценой своего «я». А мещанин ничего не ставит выше
своего «я» (очень, правда, недоразвитого). Ценой полноты, стало быть, он
добивается сохранности и безопасности, получает вместо одержимости
Богом спокойную совесть, вместо наслаждения — удовольствие, вместо
свободы — удобство, вместо смертельного зноя — приятную температуру.
Поэтому мещанин по сути своей — существо со слабым импульсом к жизни,
трусливое, боящееся хоть сколько-нибудь поступиться своим «я», легко
управляемое. Потому-то он и поставил на место власти — большинство, на
место силы — закон, на место ответственности — процедуру голосования.
Г.Гессе. Степной волк
Glyboko kapaet.
ОтветитьУдалитьЗа что и любим
ОтветитьУдалить