Понять себя — значит, понять и все вокруг, а так — ты беспомощен, но не
как пловец в бурном море или младенец, делающий первые шаги по травке,
потому что и тот и другой невинны перед Господом и находятся в его
власти, под его мощной защитой, всецело на него полагаясь. Но полагаться
самым невинным образом на что-то, созданное человеком, невозможно! —
продолжал я. — В природном мире можно опираться на веру, но в мире
артефактов, мире, созданном человеком, надо быть настороже. Здесь нужно
знать. А зная и обременяя память столь многим, нельзя быть счастливым.
«Глядите на мои великие творенья…» — говорит царь Озимандий, а кругом
него только пустыня и обломки, и сам он — обломок статуи[199]! Но оставим в покое Озимандия, превратившегося в
обломок — два каменных столба, ноги без торса, — и поговорим лучше о
нас. Если во времена Озимандия его подданные пребывали в помрачении,
живя в тени его величия, то и мы теперь живем в помрачении, придавленные
величием созданного нами — всех этих машин, изобретений, экспедиций в
стратосферу, погружений в земные недра; мы всем этим пользуемся — ездим
по мостам и туннелям, спускаемся в подземку, взлетаем вверх и ухаем вниз
в лифтах, вверяя им свою безопасность. Но человек пребывает в тени
величия собственных сооружений, как пребывают в тени забвение и простые
радости жизни — кусок мяса на столе, теплые сапоги, строчка в книге, эхо
и пение птиц; они перестают радовать нас, мы к ним равнодушны,
уравниваем их в своем сознании и не очень-то ценим. Нам, задавленным,
все едино — гнев Господень и очередная распродажа в универмаге. И все
это нам чуждо, как нечто стороннее, внешнее. Ну а как быть с насущным, с
тем, что делает нашу жизнь осмысленной и ценной? Где оно, это насущное?
Может, это технические достижения, которые и нас грозят превратить в
машины, в свое подобие?
С. Беллоу. ПОМ
Комментариев нет:
Отправить комментарий