— Гермина, — воскликнул я с нежностью, — сестpa, какие
хорошие у тебя глаза! И все-таки ты обучила меня фокстроту! Но как это
понимать, что такие люди, как мы, с одним лишним измерением, не могут
здесь жить? В чем тут дело? Это лишь в наше время так? Или это всегда
было?
— Не знаю. К чести мира готова предположить, что все
дело лишь в нашем времени, что это только болезнь, только нынешняя беда.
Вожди рьяно и успешно работают на новую войну, а мы тем временем
танцуем фокстрот, зарабатываем деньги и едим шоколадки — ведь в такое
время мир должен выглядеть скромно. Будем надеяться, что другие времена
были лучше и опять будут лучше, богаче, шире, глубже. Но нам это не
поможет. И, может быть, так всегда было…
— Всегда так, как сегодня? Всегда мир только для политиков, спекулянтов, лакеев и кутил, а людям нечем дышать?
— Ну да, я этого не знаю, никто этого не знает. Да и
не все ли равно? Но я, друг мой, думаю сейчас о твоем любимце, о котором
ты мне иногда рассказывал и читал письма, о Моцарте. А как было с ним?
Кто в его времена правил миром, снимал пенки, задавал тон и имел
какой-то вес — Моцарт или дельцы, Моцарт или плоские людишки? А как он
умер и как похоронен? И наверно, думается мне, так было и будет всегда, и
то, что они там в школах называют «всемирной историей», которую
полагается для образования учить наизусть, все эти герои, гении, великие
подвиги и чувства — все это просто ложь, придуманная школьными
учителями для образовательных целей и для того, чтобы чем-то занять
детей в определенные годы. Всегда так было и всегда так будет, что время
и мир, деньги и власть принадлежат мелким и плоским, а другим,
действительно людям, ничего не принадлежит. Ничего, кроме смерти.[60]
— И ничего больше?
— Нет, еще вечность.
— Ты имеешь в виду имя, славу в потомстве?
— Нет, волчонок, не славу — разве она чего-то стоит? И
неужели ты думаешь, что все действительно настоящие и в полном смысле
слова люди прославились и известны потомству?
— Нет, конечно.
— Ну, вот, значит, не славу! Слава существует лишь
так, для образования, это забота школьных учителей. Не славу, о нет! А
то, что я называю вечностью. Верующие называют это Царством Божьим. Мне
думается, мы, люди, мы все, более требовательные, знающие тоску,
наделенные одним лишним измерением, мы и вовсе не могли бы жить, если
бы, кроме воздуха этого мира, не было для дыханья еще и другого воздуха,
если бы, кроме времени, не существовало еще и вечности, а она-то и есть
царство истинного. В нее входят музыка Моцарта и стихи твоих великих
поэтов, в нее входят святые, творившие чудеса, претерпевшие мученическую
смерть и давшие людям великий пример. Но точно так же входит в вечность
образ каждого, настоящего подвига, сила каждого настоящего чувства,
даже если никто не знает о них, не видит их, не запишет и не сохранит
для потомства. В вечности нет потомства, а есть только современники.
Г.Гессе. Степной волк
Комментариев нет:
Отправить комментарий