Сказали мне: «Безумным стал ты
Из-за того, кого ты любишь».
Ответил я: «Вся жизни сладость
Одним безумцам лишь доступна».
Яфи. Сад душистых трав*
Экзистенциальный роман о жизни отверженных (одноименный роман Гюго упоминается почти на каждой десятой странице), полный жизненной силы и отчаяния, которые тесно переплетаются в клубок, закатывающийся в самые далекие углы человеческого существования. “Маленький принц” для стреляных воробьев. Несмотря на то, что повествование ведется от лица ребенка, наивностью от него не пахнет. (По сравнению с “Загадочное ночное убийство собаки” Хеддона и “Жутко громко и запредельно близко” Фойера, в которых дети пытаются справиться с тяжелыми жизненными истинами, здесь наступает настоящая жесть.) Поэтому, когда Чу напомнила мне, что Д. проходил (именно “проходил”) эту книгу в школе я был шокирован несоответствием ее содержания нежному возрасту подростков. Не удивительно, что Д. почти ничего из нее не запомнил.
Книга меня сильно и глубоко зацепила. Ромен Гари** безжалостно и с великим искусством показывает изнаночную сторону жизни, цель которой сводится к сокращению страданий и приближению смерти. Он восстает против законов природы и общества, но вынужден уступить им в неравной схватке.
И все же роман в первую очередь о милосердии, которое ярче всего проявляется именно на самом дне существования, там где не медицина, не религия и не деньги уже помогут.
ШЕДЕВР.
ШШШШ
* эпиграф к роману
Комментариев нет:
Отправить комментарий