Закончил чтение чеховского “Остров Сахалин” – социо-антропологическое исследование ссыльного острова, написанного автором после трехмесячного пребывания на Сахалине в 1890 году. О книге я узнал из “1Q84” Х.Мураками. Описание истории создания книги и несколько цитат оттуда, приведенные в романе, вызвали у меня большой интерес.
Книга написана в художественно-публицистическом стиле и содержит много фактов и ссылок на другие исследования и публикации, чем порой утомляет и вызывает желание бросить. С другой стороны, чеховские глаз и язык делают чтение живым и интересным. Даже в холодной и угрюмой каторжной атмосфере, полной человеческих страданий и отчаяния, Чехову удается отметить красивый пейзаж, настроение или аспект человеческого характера, придающие повествованию душу и цвет. Чехову удается простыми словами описать сложнейшие ситуации и события, не создавая у читателя ощущения качественного компромисса. В “художественной” части много прекрасной литературы, а в “публицистической” – научного подхода, основательного исследования и профессионального взгляда на вещи.
Видимо, не случайно, последняя глава книги была посвящена медицине – второму призванию Чехова. Увы, ни в ней, как и ни в остальных главах я не нашел надежды. Хотя во многих местах этого жуткого места просвечивались моменты гуманизма, которых я уже не нашел у Солженицына в “Архипелаг Гулаг”.
Мало что изменилось между двумя ссылками. Пьянство, взяточничество, обман, подхалимство и разрыв между сословиями был и остался. Но именно гуманизм и милосердие исчезли вместе с революцией. И на примере столь жуткого места, как сахалинская каторга 1890 года это заметнее всего.
ШШШ
Комментариев нет:
Отправить комментарий