Полностью
осознавать свою экзистенциальную ситуацию означает
осознавать свое самосотворение. Осознавать факт
самоконституирования, отсутствия абсолютных внешних точек
отсчета, произвольного присвоения смысла миру нами самими
– значит осознавать отсутствие почвы под собой.
Принятие решения погружает нас в это осознание, если мы
не сопротивляемся. Решение, особенно необратимое, –
это пограничная ситуация, так же как осознание "моей
смерти". И то, и другое действует как катализатор процесса
сдвига позиции от повседневной к "онтологической", то есть
к такому модусу бытия, в котором мы помним о бытии. Хотя,
как учит Хайдеггер, такой катализатор и такой сдвиг в
конечном счете благотворны и являются предпосылками
подлинного существования, они также могут вызывать тревогу.
Если мы не подготовлены, то находим способы вытеснения
решения, точно так же, как вытеснения смерти.
Важное решение не только открывает нас тревоге
отсутствия почвы, но и представляет угрозу для наших защит
от тревоги смерти. Конфронтируя человека с ограничением
возможностей, решение бросает вызов его мифу о личной
исключительности. И в той степени, в какой решение
вынуждает нас принять личную ответственность и
экзистенциальную изоляцию, оно представляет угрозу для
нашей веры в существование конечного спасителя.
Принятие фундаментального решения также сталкивает
каждого из нас с экзистенциальной изоляцией. Решение –
акт, совершенный в одиночестве, и это наш
собственный акт; никто не может решать за нас. Поэтому для
многих людей принятие решения очень мучительно, и они, как
будет обсуждаться ниже, пытаются избежать его, заставляя
или убеждая других принять решение вместо них.
И.Ялом. Э.П.
Комментариев нет:
Отправить комментарий