Прекрасная книга Ролло Мэя "Любовь и воля" полна богатых
клинических инсайтов, в числе которых – инкорпорация
"желания" в психологию воли. Мэй напоминает нам, что
желание – предшественник воли, что без первоначального
желания не может быть никакого осмысленного действия.
Проявление воли – это не только энергия и
решительность, но и потенциал, тесно связанный с будущим.
Через волю мы проецируем себя в будущее, и желание –
начало этого процесса. Желание – "это признание того,
что мы хотим, чтобы будущее было таким-то и таким-то, это
способность проникнуть глубоко в себя и заполнить себя
стремлением изменить будущее".
Сартр критиковал фрейдовскую теорию вытеснения на том
основании, что в ней игнорируется "я". "Как может быть ложь
без лжеца?" – спрашивал Сартр. Или обман без
обманщика? Или отрицание без отрицающего? Фрейдовская
концепция желания вызывает подобную же критику: как может
быть желание без желающего?
Мэй подчеркивает, что желания отличаются от
потребностей, сил или тропизмов в одном важном отношении:
желания наполнены смыслом. Индивид не желает слепо. Мужчина
не просто желает, например, секса с женщиной: он находит
одну женщину привлекательной, а другую отвратительной.
Желание селективно и чрезвычайно индивидуализировано. Если
мужчина хочет половых отношений со всеми женщинами без
разбора, значит, с ним что-то всерьез не так. Это состояние
является результатом либо необычного давления среды, как в
случае с солдатами, размещенными на долгое время на
изолированной арктической станции, либо психопатологии:
человек отказывается от своей свободы и становится уже не
управляющим, а управляемым. Именно такое состояние
"желания" без желающего мы называем "неврозом". Это имел в
виду Мэй, когда сказал: "В неврозе нарушаются символические
смыслы, а отнюдь не импульсы Ид".
Желание, которое Мэй определяет как "воображаемую игру с
возможностью возникновения какого-то акта или состояния",
первый шаг процесса проявления воли. Только после того, как
возникает желание, индивид может нажать на "спусковой
крючок усилия" и инициировать оставшуюся часть волевого
акта, заключающегося в принятии внутреннего обязательства и
выборе, который достигает кульминации.
"'Желание' дает 'воле' теплоту, содержание, воображение, детскую игру, свежесть и богатство. 'Воля' дает 'желанию' самонаправленность, зрелость. Без 'желания' 'воля' теряет свою жизненную силу, свою жизнеспособность и склонна угаснуть в самопротиворечии. Если у вас есть только 'воля' и нет 'желания', вы – сухой человек, викторианец, неопуританин. Если у вас есть только 'желание' и нет 'воли', вы – одержимый, несвободный, инфантильный человек, взрослый, остающийся ребенком, который, соответственно, может превратиться в человека-робота".
И.Ялом. Э.П.
Комментариев нет:
Отправить комментарий