Понятия прекрасного и безобразного определяются относительно того или иного исторического периода или той или иной культуры. Как писал Ксенофан Колофонский (по свидетельству Климента Александрийского, Строматы, V, 110),
Если бы руки имели быки и львы или <кони>,
Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди,
Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих
Образы рисовали богов и тела их ваяли,
Точно такими, каков у каждого собственный облик.
В Средние века Жак де Витри (в Восточной, или Иерусалимской истории), превознося Красоту божественного творения, признавал,что, «вероятно, циклопы, имеющие лишь один глаз, придут в изумление, что у кого-то их два, ровна как и мы дивимся и циклопам, и трех-глазым созданиям... Мы находим безобразными черных эфиопов, а между тем среди них самый черный и есть наибольший красавец». Несколько веков спустя ему вторил Вольтер (в Философском словаре): «Спросите у самца жабы, что такое красота, прекрасное, «to kalon»? Он ответит, что это — жаба-самка с ее огромными, круглыми, выпученными глазами на маленькой головке, с плоским ртам да ушей, желтым брюшкам, коричневой спинкой.
У.Эко. История уродства
Комментариев нет:
Отправить комментарий