суббота, июня 24, 2006

ГУЛАГ и начальство

Из отношения к работе вытекает у зэка и отношение к начальству. Повидимости он очень послушен ему; например одна из "заповедей" зэков: не залупайся! - то есть никогда не спорь с начальством. По видимости он очень боится его, гнёт спину, когда начальник его ругает или даже рядом стоит. На самом деле здесь простой расчёт: избежать лишних наказаний. На самом деле зэк совершенно презирает своё начальство -- и лагерное и производственное, но прикровенно, не выказывая этого, чтобы не пострадать. Гурьбой расходясь после всяких деловых объявлений, нотаций и выговоров, зэки тут же вполголоса смеются между собой: было бы сказано, а забыть успеем! Зэки внутренне считают, что они превосходят своё начальство -- и по грамотности, и повладению трудовыми специальностями и по общему пониманию жизненных обстоятельств. Приходится признать, что часто так и бывает, но тут зэки в своём самодовольстве упускают, что зато администрация островов имеет постоянное преимущество перед туземцами в мировозрении. Вот почему совершенно не состоятельно наивное представление зэков, что начальство -- это как хочу, так и кручу или закон здесь -- я. Однако это даёт нам счастливый повод провести различительную черту между туземным состоянием и старым крепостным правом. Мужик не любил барина, посмеивался над ним, но привык чувствовать в нём нечто высшее, отчего бывали во множестве Савельичи и Фирсы, преданные рабы. Вот с этим душевным рабством раз и навсегда покончено. И среди десятков миллионов зэков нельзя представить себе ни одного, который бы искренно обожал своего начальника. А вот и важное национальное отличие зэков от наших с вами, читатель, соотечественников: зэки не тянутся за похвалой, за почётными грамотами икрасными досками (если они не связаны прямо с дополнительными пирожками). Всё то, что на воле называется трудовой славой, для зэков по их тупости --лишь пустой деревянный звон. Тем еще более они независимы от своих опекунов, от необходимости угождать.
(там же)

ГУЛАГ и работа

Сколько копьев наломал, пытаясь сформулировать особенности советской ментальности и проследить ее культурно-исторические корни. И вдруг сегодня у Солженицына в "Гулаге" наткнулся на полноценное антропологическое исследование со всеми выкладками. Не поленюсь выложить полностью.
Об отношении к работе
О т н о ш е н и е к казённой р а б о т е. У зэков абсолютно неверное представление, что работа призвана высосать из них всю жизнь, значит, их главное спасение: работая, не отдать себя работе. Хорошо известно зэкам: всей работы не переделаешь (никогда не гонись за тем, что вот мол кончу побыстрей и присяду отдохнуть: как только присядешь, сейчас же дадут другую работу). Работа дураков любит. Но как же быть? Отказываться от работы открыто? Пуще нельзя! -- сгноят в карцерах, сморят голодом. Выходить на работу - неизбежно, но там-то, в рабочий день, надо не вкалывать, а "ковыряться", не мантулить, а кантоваться, филонить (то есть, не работать всё равно). Туземец ни от одного приказания не отказывается открыто, наотрез - это бы его погубило. Но он -тянет резину. "Тянуть резину" - одно из главнейших понятий и выражений Архипелага, это - главное спасительное достижение зэков (впоследствии оно широко перенято и работягами воли). Зэк выслушивает всё, что ему приказывают, и утвердительно кивает головой. И - уходит выполнять. Но - не выполняет! Даже чаще всего - и не начинает. Это иногда приводит в отчаяние целеустремлённых неутомимых командиров производства! Естественно возникает желание - кулаком его в морду или по захрястку, это тупое бессмысленное животное в лохмотьях - ведь ему же русским языком было сказано!.. Что за беспонятливость? (Но в том-то и дело, что русский язык плохо понимается туземцами, ряду наших современных представлений - например "рабочая честь","сознательная дисциплина" - на их убогом языке даже нет эквивалента). Однако, едва наскочит начальник вторично - зэк покорно сгибается под ругательствами и тут же начинает выполнять. Сердце работодателя слегка отпускает, он идёт дальше по своим неотложным многочисленным руководящим делам - а зэк за его спиной сейчас же садится и бросает работу (если нет над ним бригадирского кулака, или лишение хлебной пайки не угрожает ему сегодня же, а также если нет приманки в виде зачётов). Нам, нормальным людям, даже трудно понять эту психологию, но она такова. Беспонятливость? Наоборот, высшая понятливость, приспособленная к условиям. На что он может рассчитывать? ведь работа сама не сделается, а начальник подойдёт ещё раз - будет хуже? А вот на что он рассчитывает: сегодня третий раз начальник скорей всего и не подойдёт. А до завтра ещё дожить надо. Еще сегодня вечером зэка могут услать на этап, или перевести вдругую бригаду, или положить в больничку, или посадить в карцер - а отработанное им тогда достанется другому? А завтра этого же зэка в этой бригаде могут перекинуть на другую работу. Или сам же начальник отменит, что делать этого не надо или совсем не так надо делать. От многих таких случаев усвоили зэки прочно: не делай сегодня того, что можно сделать завтра. На зэка, где сядешь, там и слезешь. Опасается он потратить лишнюю калорию там, где её может быть, можно и не тратить. (Понятие о калориях у туземцев есть и очень популярно.) Между собою зэки так откровенно и говорят: кто везет, тогои погоняют (а кто, мол, не тянет, на того и рукой машут). В общем работает зэк лишь бы день до вечера. (Но тут научная добросовестность заставляет нас признать и некоторую слабость нашего хода рассуждения. Прежде всего потому, что лагерное правило"кто везЈт, того и погоняют" оказывается одновременно и старой русскойпословицей. Находим мы у Даля5 также и другое чисто-зэковское выражение:"живёт как бы день к вечеру". Такое совпадение вызывает у нас вихрь мыслей: теория заимствования? теория странствующих сюжетов? мифологическая школа? --Продолжая эти опасные сопоставления, мы находим среди русских пословиц, сложившихся при крепостном праве и уже отстоявшихся к XIX веку такие: - Дела не делай, от дела не бегай (поразительно! но ведь это же и есть принцип лагерной резины!) - Дай Бог всё уметь, да не всё делать. - Господской работы не переделаешь. - Ретивая лошадка недолго живёт. - Дадут ломоть, да заставят неделю молоть. (Очень похоже на зэковскую реакционную теорию, что даже большая пайка не восполняет трудовых затрат. ) Что ж это получается? Что черезо все светлые рубежи наших освободительных реформ, просветительства, революций и социализма, екатерининский крепостной мужик и сталинский зэк, несмотря на полное несходство своего социального положения - пожимают друг другу чёрные корявые руки?.. Этого не может быть!
(Александр Солженицын. "Архипелаг ГУЛАГ". Том 2 часть 3 Глава 19. Зэки как нация)

Пляшущие человечки

Побывали на потрясающей выставке Михаль Ровнер: "ПолЯ" в ТА Музее. Очень непривычный видеоарт, использующий в качестве холста не только привычный экран LCD, но и очень земные и вечные: камень, бумагу, ткань. И постоянное движение, передающее ощущение жизни и бесконечности. Живая история. Люди-хрососомы, как под микроскопом. Люди-муравьи, как под божьим оком. Люди-атомы, как элементарные частицы из которых состоит все остальное. Захватывающее зрелище, не похожее ни на что другое. И лишь русские тетеньки, завладевшие музеем, возвращали нас к реальному миру. Своими периодическими окриками "לא לגעת את השולחן" ("Не прикасаться стол" - искаженный иврит) со сторожевых вышек они охраняли культуру от аборигенов, поглаживая указательным пальцем спусковой крючек пулемета.
Спешите видеть.

пятница, июня 23, 2006

Ашах

Д. повалил нас на пол, цитируя своего нового тренера. Тот, в нарушение всех правил субординации, назвал, в разговоре с питомцами, их прошлого тренера: "Ашах" (אשך - яичко (физиол.), testicle). Предположительно, за округлость форм последнего.

Бал в курятнике

Побывал на выпускном вечере в кибуце на крайнем юге. За пару часов до главного события пытался отговорить девушку в соседнем кибуце от покупки дорогостоящего платья в России на ее выпускной в следующем году. - Мы хотим с ребятами организовать выпускной по-русски, - говорила она, - красиво нарядиться и тд. Я же пытался возвать к ее двухлетнему опыту кибуцной жизни, напоминая, что здесь все выглядит по-проще. А через час-другой мы уже сидели в пабе кибуца-выпускника, обливаясь потом в сауне июньского пустынного вечера. Стоическое помещение паба служило в прошлой жизни курятником и было лишено излишеств, типа кондиционера или окон. На улице стоял стол, прогибающийся под тяжестью кремовых тортов, непрерывно пополняемый подходящими кибуцниками. Самих виновников торжества, постороннему наблюдателю было бы невозможно выделить из разношортного хэппенинга на траве. Исключением, скорее, являлась девушка в аккуратном платье и туфлях на каблуке, застревающей все время острыми шпильками в траве. Может кто-то и обвинит меня в ханжестве, но по-моему прийти на свой выпускной вечер в трусах-боксер и майке - это уже слишком. Даже для такого шлюмпера с 15летним левантийским стажем, как я.
Речи, произносимые со сцены, дорогими ребятам людьми были, как и вся обстановка, короткими и откровенными. Люди не скрывали своих чувств. Я, оказавшись на сцене, был смущен и взволнован. Как всегда, толком не подготовившись, я иллюстрировал свои короткие тезисы цитатами из репертуара Роджера Вотерса, напоминая всем присутствующим о принесенной мною в этот вечер жертве. В результате забыл должным образом отметить расставание с кибуцным пед. коллективом, с которым меня связывали 5 лет близких и теплых отношений.

А. в Заполярье

Публикуем, подоспевшие в редакцию записки, возвратившейся из добровольной ссылки нашего спецкора Второй ™.

Город Воркута, действительно «столица мира»… т.е. столица тундры. Когда едешь около 2,5 часов в поезде, а вокруг одна тундра и не поселка, не деревца, а одна плоскость, и то мокрая, т.к. снег не впитывается в почву, мне было немного жутковато. Добраться до города можно только по железной дороге, там нет дорог! Я вообще удивляюсь, как смогли построить железную дорогу. Зимой там снега полно, а летом там воды по колено!
Может это цинично с моей стороны, но если бы не заключенные, то не было бы этой дороги… т.к. добровольно там не возможно строить :(
Когда ехала эти 2,5 часа по тундре, осталось одно красивое воспоминание! Из-за окна моего купе были видны Уральские горы! Что вам сказать, ЛЕПОТА!!! А еще вдоль железки тянулась речка Уса, широкая, как Днепр (это когда снег таял), а когда я возвращалась… я сначала не поняла, а где речка? Снег сошел, льды растаяли… и речка – стала речушкой. Короче говоря, мне понравились пейзажи заполярья :).
Сама Воркута - обыкновенный совдеповский шахтерский город. Вокруг города виднеются одни шахты, и так близко, что можно пехом к ним добраться… я добиралась, мне было интересно :)
Что меня больше всего удивило, так это облака, они очень низко над головой висят. Вот-вот руками можно дотронуться, особенно когда гуляешь по тундре. Ах, какая она все-таки красивая… Еще что меня впечатлило, так это солнце. Оно совершенно не заходило за горизонт. Не возможно было определить где запад, а где восток… В 3 часа ночи, она светит, как у нас в 12 часов дня!
Я приехала, привезла весну в город. За день до моего приезда, народ еще ходил в дубленках и шубах. Прошу заметить, я приехала 1 июня! У меня было такое впечатление, что я вернулась обратно во времени. На кустиках и деревьях, которые посадили жители города, не было ни листочка, почки только-только набухали. Неделю было тепло, по воркутинским меркам + 15, но потом повеял «ветерок»… и выпал снег! Снег в середине июня, это прикольно, хотя у меня было такое ощущение, что так и должно быть, я ничуть не удивилась.
Что меня еще поразило, так это запах океана! Он находится в 150 км от города, а я чувствовала морской воздух! Я до сих пор не пойму, как я ощущала морской воздух…
Когда я пришла на работу, у меня спросили где я провела отпуск. На мой ответ, что была в заполярье, мой шеф выпучил глаза, и сказал, что экстрималка.
Вот что плохо там, так это с продуктами :( Овощи все привозные, перемерзшие. Картошка сладкая, есть невозможно. В магазинах срок годности продуктов, не контролируется, лежат просроченные, а свежих нет. Но что удивило, так это торговые марки украинских производителей. Я питалась, только нашими продуктами, их там было навалом, и более менее свежие. Овощи можно было есть только помидоры и огурцы, все остальное гнилье :( Суп варить можно только из пакетиков. Мясо вообще не кондиция. Покупала только курицу, это единственное, что можно было есть из мясного.
А вообще, я провела хорошо свой отпуск, без особых приключений, но зато впечатления останутся на всю жизнь :)!
2й™

среда, июня 21, 2006

Трефа

В начале 90х волна большой алии выбросила на медово-молочные берега Святой Земли трефовых выпускников мясо-молочных техникумов. Их появление a la carte нарушило кошерную дихотомию иудейского стола, вызвав запоры и несварение у местных умов и желудков.
Я вспомнил этих потеряных детей общепита сегодня во время совещания в одной из сельскохозяйственных школ страны. Там, в кабинете директора, абсолютно бестыже, лежали несколько выпусков журнала "בקר וחלב" (Говядина\крупный рогатый скот и молоко). Директор заведения вел себя легко и непринужденно, как будто это были невинные номера "Маарив ЛеНоар" или "Мурзилка".
Где вы сегодня мятежные кудесники вымени и филе...

вторник, июня 20, 2006

На свободу (с чистой совестью)

С сегодняшнего дня Д. снова свободный человек. Отзвенел последний звонок и ворота школы захлопнулись за мальчуганской спиной. Период подготовки к гражданской жизни занял у Д. последний месяц отсидки. В течении реабилитационного процесса Д. приобретал навыки, требующиеся ему для выживания в новой среде, без привычных звонков, парт и школьных футболок. Среди прочего, Д. учился гулять до утра, поздно вставать, совершенствовал бильярдное мастерство и боролся с фашистами на улицах разрушенного Сталинграда (Call of Duty). Усердие, с которым Д. подошел к реабилитационному процессу, вселяет надежду на успешную адаптацию подростка в сложные условия летних каникул.
Однако полную свободу узник Кацнельсона одержит лишь в пятницу после гос. экзамена по Ивриту.

Выпускникам

Talk, Talk - Life's What You Make It

Baby,
life's what you make it
Can't escape it

Baby,
yesterday's favourite
Don't you hate it

(Everything's All RIght)
life's what you make it
(Everything's All RIght)

Baby,
life's what you make it
Don't backdate it

Baby,
Don't try to shade it
Beauty is naked

(Everything's all right)
life's what you make it
(Everything's all right)
Life's What You Make It

Baby,
life's what you make it
Celebrate it
Anticipate it
Yesterday's faded
Nothing can change it
Life's what you make it

понедельник, июня 19, 2006

Золото белое и черное

Воспользовавшись этим линком (с подачи Л.Д.) смотрели игру Украина - Саудия живьем через инет в обход кровопийц из Чарльтона. Трансляция была гладкой, а жовто-блакытни хлопцы носились, словно кто-то выстрелил им в жопу пэрцэм. Нефтянники явно не фтягивались поспевали. В итоге белое золото (сало) перевесило черное (нефть) - 4:0.

(фото: Д.)

Не вынесла душа поэта...

Любимец публики, умница и знайка Др. Авшалом Кор взорвался в своем уголке на ГАЛАЦ, обозвав каждого, употребляющего слово "Мондиал(ь)" - "גמד רוחני" (Духовным карликом). После чего призвал неразумных использовать словосочетание "גביע העולם" (Кубок Мира) по примеру англицкого World Cup.
А Авшалому палец в рот не клади.

Гражданин с большой буквы (Г)

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
(К. Чуковский "Путаница")

Давеча мой босс и просто хороший человек - Б.Х. поделился с нами впечатлениями застрявшего на обочине гражданина. Оказалось, что Земля Святая полна хороших людей, готовых остановиться и протянуть руку помощи (или там ключ какой-нибудь). Да и сам Б.Х. тормозит всем кому не лень, даже арабским парам. Слушая его праведные речи, мне стало не по себе. Где-то даже стыдно. Проезжая мимо бедствующих на льдине обочине сограждан, я продолжаю дальше, усыпляя совесть колыбельными о спешке и о тех. некомпетентности в мат. части. Только на солдат у меня хватает милосердия, и то при выезде с военных баз. Вот такой я получается осторожный черствый человек.
Но это было вчера.
Сегодня же я проявил беспрецедентный пример образцового гражданства. Возвращаясь домой от больной бабушки, я заметил пожар на редкой растительности песков у съезда на нахаль Сорек. С минуту поколебавшись, я набрал 102 и доложил об инциденте. Они уже знали и принимали меры. А жаль. Я мог бы думать, что спас город Явне от гиены огненной.

воскресенье, июня 18, 2006

Бен-Карл и Цви Кедар

Сегодня во время совещания, мне вспомнился Карлсон (речь шла о вентиляторе). Детское воспоминание не исчезло, а окрепло и приобрело новую форму в новом культурном контексте. Вниманию детских писателей и спонсоров из Министерства Абсорбции предлагаю идею нового сионистского супергероя "Бен-Карл" (сын Карла). Перемещение любимого детского образа из русско-шведской констеляции в ближневосточную может способствовать успешной интеграции детей - эммигрантов. Так, например, смена галутского имени Карлзон на сабрское Бен-Карл позволит поднять перед ребенком вопрос самоидентификации. В качестве затравки предлагаю названия для первых томов серии: Карлзон, обнаруживает свои еврейские корни (в банке с вишневым вареньем), Карлзон летит в Израиль (в рамках политики "Открытое небо" против монополии Эль-Аль), Карлзон и мазган* (культурный шок и конфликт поколений). Следующие четыре тома, посвящаются новой идентификации героя, и поэтому написаны уже на иврите:" בן-קרל המעופף מפלמחים"(Бен-Карл, который живет на крыше в Пальмахим**), בן-קרל וחיסול ממוקד (Бен-Карл и точечное уничтожение), בן-קרל - מחסל הקאסמים (Бен-Карл истребитель "кассамов"), בן-קרל וריבה ללא תוספת סוכר (Бен-Карл и варенье без добавления сахара).
Для более зрелого читателя предлагается варианты: בן-קרל והמטפלת השוודית (Бен-Карл и шведская домработница).
Не ждать же нам, пока Герри Поттер сделает гиюр. Он и бар-Мицву-то не отмечал.

UPD. Некоторые исследователи Дж.К. Роллинг утверждают, что родители Гарри были иудеями-каббалистами. А след молнии на лбу у Гарри - это напоминание о безответственных действиях моэля,*** перепутавшего заклинание при обрезании восьмидневного Гарри (Цви) Поттера (Кедара). (В результате аварии лезвие скальпеля дрогнуло и ошибочно полоснуло кожу лба). Опасаясь насмешек со стороны ровесников мальчика, родители будущего героя, сменили веру и место жительства (болезненый переезд из Хадеры к родственникам- антисемитам на юге Лондона).

A.S. Если серьезно, то Карлсон знаком узкому кругу ивритских читателей, как קרלסון המעופף ("Летающий Карлсон"): http://www.dafdaf.co.il/sofrimLindgrenPicE.htm

* Мазган - кондиционер
** Пальмахим - база ВВС на юге страны.
***Моэль - человек, обрезающий иудейских младенцев