суббота, апреля 14, 2012

А в это время …

 

в связи с приходом весны на Украину, 2й сменила лыжи на колеса.

DSCF0028

О фильтровании базара

Отец вырезал для меня статью о нашем проекте из какой-то третьесортной русскоязычной израильской газеты. Как обычно, статья содержала лишь неглубокие мысли автора, на подкрепления которых он не потрудился выйти за пределы личного опыта и сетевого поисковика, выбросившего к его ногам пару интернетовских отрыжек. В так называемой статье не было ни одного имени, интервью и прочих мелочей, именуемых в журналистике фактами и источниками. А зачем? Ведь народ, вернее та его отсталая часть, которая  не грузится критическим восприятием реальности, итак хавает.

В этой связи у меня с отцом вновь возник вопрос о поиске истины. В его поколении поначалу все было черно-белым: если сказали по ТВ или напечатали в газете, значит правда (так газета и называлась). В нашем поколении все было с точностью наоборот.

Сегодня понятия правды и объективности значительно расширились и затушевались. Например, в список привычных тому поколению, надежных источников добавился интернет. Теперь достаточно какому ни будь умнику сформулировать свои идеи в псевдо-объективном формате исторической правды (без единой ссылки на источник, а только упоминанием “участника событий”, “высокопоставленного чина”, некоей (без имени) газеты или журнала, и т.п.) и разослать этот бред всем своим подписчикам, как новость, распространяемая в факториальной прогрессии, становиться правдой на основании количественного фактора.

Документальные (все подаваемое от первого лица, без видимых посредников) приобретают вес объективной реальности, потому что это “не Голливуд” и выглядит настоящим. Люди позволяют себе забывать о том, что “документальное” не является антонимом “субъективного”. Все что начинается со слов “по результатам исследования \ опроса" или “врачи \ психологи \ инженеры \ генералы … рекомендуют \ считают \ пришли к выводу” моментально помещают любое мнение в разряд научного факта. Особенно, если в материале о нем, отсутствуют ссылки на реальные источники.

На отцовский вопрос “а что же делать?” можно ответить лишь декартовским “ставить под сомнение” и народным “фильтровать базар”. В 21 веке и в свои 40 + мы не можем требовать обладания истиной. Я пришел к выводу, что в жизни существует очень ограниченное количество вещей о которым я могу доверять с большой долей определенности. Зато есть бесконечное количество вещей и явлений, в отношении которых я могу сказать либо “я этому не верю” либо “у меня нет достаточно оснований для того, чтобы этому верить”. А это не так уж и мало.

All about records

And he [Mick Jagger] was carrying this stuff. "Where the hell did you get this?" It was, always, all about records. From when I was eleven or twelve years old, it was who had the records who you hung with. They were precious things. I was lucky to get two or three singles every six months or something.

K. Richards. Life


В мои советские восьмидесятые все было так же. За тем лишь исключением, что даже имея деньги, мы не могли покупать новые синглы и альбомы, читать свежие новости в NME или ходить смотреть молодых Битлов или Роллингов.

Our Idiot Brother*

Прекрасная ироническая комедия о наивности и искренности в наших отношениях, женщинах, мужчинах и семье. Все в правильных пропорциях, без лишнего шмальца и главное, смешно.


ШШШ

* Мой придурочный брат**\  אחינו האידיוט

** Почему-то в русском переводе брат из "нашего" стал "моим". Видимо, в силу демографических особенностей местных реалий.
I might not have wanted to be Elvis, but I wasn't so sure about Scotty Moore. Scotty Moore was my icon. He was Elvis's  guitar player, on all the Sun Records stuff. He's on "Mystery Train," he's on "Baby Let's Play House." Now I know the man, I've played with him. I know the band. But back then, just being able to get through "I'm Left, You're Right, She's Gone," that was the epitome of guitar playing.

K.Richards. Life


пятница, апреля 13, 2012

Roth vs. Roth

Then, "Since my baby left me" - it was just a sound. It was the last trigger. That was the first rock and roll I heard. It was a totally different way of delivering a song, a totally different sound, stripped down, burnt, no bullshit, no violins and ladies' choruses and schmaltz, totally different. It was bare, right to the roots that you had a feeling were there but hadn't yet heard. I've got take my hat off to Elvis for that. The silence is your canvas, that's your frame, that's what you work on; don't try and deafen it out. That's what "Heartbreak Hotel" did to me. It was the first time I'd heard something so stark. Then I had to go back to what this cat had done before. Luckily I caught his name. The Radio Luxemburg signal came back in. "That was Elvis Presley, with 'Heartbreak Hotel.' Shit!

K.Richards. Life

четверг, апреля 12, 2012

О значении интеллигенции в пре-, советском и пост-советском обществе в интересной статье Ольги Туханиной, провинциальной домохозяйки.

via  met0

Being an only child forces you to invent your world. First you’re living in a house with two adults, and so certain bits of childhood will go by with you listening almost exclusively to adult conversation. And hearing all these problems about the insurance and the rent, I’ve got nobody to turn to. But any only child will tell you that. You can’t grab hold of a sister or a brother. You go out and make friends, but playtime stops when the sun goes down. And then the other side of that, with no brothers or sisters and no immediate cousins in the area – I’ve got loads of extended family, but they weren’t there – was how to make friends and who to make friends with. It becomes a very important, a vital part of existance when you’re that age.

(…)

But at the same time it makes you grow up. In that you’re basically exposed to the adult world unless you create your own. The imagination comes into play then, and also things to do by yourself. Like wanking.

 

K.Richards. Life

среда, апреля 11, 2012

Борис Рыжий

Погадай мне, цыганка, на медный грош,
растолкуй, отчего умру.
Отвечает цыганка, мол, ты умрешь,
не живут такие в миру.

Станет сын чужим и чужой жена,

отвернутся друзья-враги.
Что убьет тебя, молодой? Вина.
Но вину свою береги.

Перед кем вина? Перед тем, что жив.

И смеется, глядит в глаза.
И звучит с базара блатной мотив,
проясняются небеса. 

 Б.Рыжий

Случайно попали на  YES Радуга на прекрасный фильм о трагической судьбе свердловского поэта Бориса Рыжего (его поколения и страны), снятого Аленой Ван дер Хорст (Голландия). Несмотря на концентрированный депресняк, который обрушивается на зрителя с экрана, мы не могли оторваться от фильма. В основном благодаря близким поэта - интереснейшим и тонким натурам, операторской и режиссерской работам, и стихам Рыжего, звучащих на всем протяжении фильма в авторском исполнении.


 Zeppers Films
Автор сценария: Алена ван дер Хорст
Режиссер: Алена ван дер Хорст
Оператор: Маша Оомс, Алена Ван дер Хорст
Продюсер: Франк ван ден Енгел
Продолжительность: 60 мин

A.S. История Рыжего - это история российской интеллигенции, брошенной обстоятельствами  в пролетарский район с урками на срок в три поколения. Кто-то выжил и отточил свои поэтические и экзистенциальные рецепторы. Но большинство не вынесло того всепоглощающего чувства вины и покинули свою страну или этот мир.

ШШШШ

17 filles

I imagined everything. I never thought it would happen.


K.Richards. Life

вторник, апреля 10, 2012

In the '70s I was flying high as a kite on pure, pure Merck cocaine, the fluffy pharmaceutical blow.

K.Richards. Life

Семейный кенар*


IMG_2767

IMG_2768

* ака Дятел

Смерть Ивана Ильича

Уже не первый раз, когда я выхожу на русских1000087312 классиков через ссылки иностранных авторов. Так я узнал о чеховском  “Остров Сахалин” от Мураками, а о толстовском “Смерть Ивана Ильича” от Филипа Рота. За что обоим огромное спасибо.

“С.И.И.” - сильнейшая в человеческом и психологическом плане вещь. Эссенция жизни и смерти на 50 с небольшим страницах. Еще одна великая книга на моей экзистенциальной полке.

ШШШШ

*אביב הגיע פסח בא

IMG_2765

 

* “Весна наступила, пришел Песах” (из праздничной песни)

воскресенье, апреля 08, 2012

Иван Ильич никогда не злоупотреблял этой своей властью, напротив, старался смягчать выражения ее; но сознание этой власти и возможность смягчать ее составляли для него главный интерес и привлекательность его новой службы.

Л.Толстой
По результатам исследования института Галлопа о уровне счастья в мире в 2012 Израиль находится на почетном 14 месте. И это с войнами, хамсинами и прочими налогами. США с их закрепленным в Конституции "Pursuit of Happyness"* на 3 места выше.

* стремление к счастью

Прощай, оружие!

С сегодняшнего дня Д. официально гражданский человек. Утром он последний раз съездил за счет армии в штаб Северного Округа в Цфат, где он закопал топор войны обменял удостоверение солдата срочной службы на удостоверение ветерана дембеля АОИ и вернулся домой свободным человеком (до первых резервистских сборов) и стал на довольствие на камбузе у Чу.

Три года службы не сделали из Д. мужчину в историко-культурном понимании этого слова, но безусловно преподали ему немало уроков жизни, которые ему предстоит воплотить в  ближайшем будущем. Во многом благодаря армии Д. познакомился со страной и ее населением, научился пользоваться общественным транспортом, есть всякую еду, тяжело и много учиться, управлять людьми и заботиться о них. Благодаря последнему году службы у Д. снова появились тяга к знаниям и любовь к чтению.

В его выпускной характеристике записано:

"Приобретенные военные специальности: инструктор мед. войск, боевой санитар."
"Характеристика:
Находчивый\сообразительный
Имеет преподавательские способности
Спокоен
Имеет высокий личный уровень
Обладает способностью работы с людьми
Профессионален, обладает профессиональными знаниями
Социально приемлем."


На этом можно прервать родительский эготрип и поздравить всех нас с окончанием очередного отчетного периода в жизни Д. и его семьи.  


A.S. Это был последний пост с ярлыком "солдат".  Peace and Love!


American пастораль

“Система, прежде обеспечивавшая порядок,
больше не функционирует. От нее
сохранились только его страхи и недоумение,
выставленные теперь на всеобщее обозрение.”
Ф.Рот. Американская пастораль.

Несмотря на предупреждения Чу о сложности языка я начал читать “American Pastoral” на английском. Где-то на трети пути обломался и перешел на русский. Роман об Америке, которую мы они потеряли. Перемены в обществе, вызванные вьетнамской войной, сильно отличаются от изменений, вызванных Великой Депрессией, описанных  в “Гроздьях гнева”. Но есть в этих двух радикальных кризисах в истории Америки один общий момент – оба они сломали привычные устои общества и разрушили немало нормативных семей. Эти процессы искусно описаны как у Стейнбека, так и у Рота.

В “Гроздьях гнева” мы следим за крахом трех поколений американской “соли земли” – семьи БАСП (белых а1000536010нгло-саксов протестантов), в “Американской пасторали”  описывается трагедия трех поколений городской еврейской семьи Львов (в русском переводе Лейвоу). В обоих случаях семьям не удается пережить кризис. Старшее поколение воспринимает изменения довольно пассивно, без боя. В “А.П.” только старший Львов пытается активно противостоять новому миру, которого он не понимает и не принимает.

Трагедия Шведа в том, что он не сделал ничего, что могло бы объяснить падение его дочери и развал его семьи. Он делал все как мог, исходя из того, что правильно и принято в его окружении. Он искренне любил своих дочь и жену. Может ли человек быть виновным в том, что у него все хорошо перед теми у кого это создает комплекс неполноценности? Хотя в случае Шведа, которому так важно всегда поступать правильно не всегда можно отделить истинное от правильного.

Американская пастораль имеет уродливою изнанку. Необходимость все время соответствовать ожиданиям окружающих может привести к внешнему успеху, но сделать человека неспособным к противостоянию ситуации, которая не вписывается в принятый уклад жизни.

История семейства Львов – это история современной Америки. Поколения эмигрантов, борющихся за выживание и созидавших своим трудом то, что досталось их детям с ужасом и беспомощностью наблюдает за тем, как их потомки, выросшие с золотой ложкой у рта разваливают их страну и разрушают самих себя. Без разделения на расу, пол и религию.

А.П. сильна своим психологическим анализом персонажей и своей беспощадной неполиткорректностью  (еще однахарактерная сторона старой “доброй” Америки). Я был очень вовлечен в роман в первой части, но где-то в последней трети он показался  мне затянутым. (Чу со мной не согласна, у нее все прошло на одном дыхании).

Тем не менее … ШШШШ.