суббота, октября 07, 2006

"Capote" - DVD

"Capote" Беннета Миллера, рассказывающий о пяти годах
из жизни известного американского писателя Трумена Капоте(и) - "is good old movie",- выражаясь словами Криса Купера (роль Элвина Дьюи). Все на своих местах. Не возникает сомнений по поводу получения Philip Seymour Hoffman Оскара за главную роль.
К своему стыду обнаружили, что имя крупнейшего американского писателя прошлого века нам не известно. Первым делом после просмотра мы ринулись в интернет. Его главная книга "In cold blood" (история создания которой описывается в фильме) есть на сайте "Стемацкий" только на иврите. А мне хочеться оценить ее в оригинале. Завтра пройдусь по магазинам.

пятница, октября 06, 2006

4 вида

...Так кто ж ты, наконец?
- Я -- часть той силы,
что вечно хочет зла
и вечно совершает благо.
Гете. "Фауст"
Сегодня начался Суккот. Основными символами праздника, помимо шалаша, являются 4 вида растений (арбаа миним) : цитрон (этрог), ива (арава), пальмовая ветвь (лулав) и мирт (адас). "Мидраш" проводит следующие аналогии флоры и фауны:
1. Цитрон - имеет запах и вкус, сродни людям соблюдающих традиции и творящих добро.
2. Пальмовая ветвь - имеет вкус, но не запах, как те кто блюдет, но не творит добро.
3. Мирт - имеет запах, но не вкус - как те кто творит добро, но не блюдет.
4. Ива - не запаха, не вкуса - по аналогии.

Так вот, я не блюжу (дю).

С праздником! חג סוכות שמח

Песнь торжествующего плебея

Читаю (мелкими перебежками) "Песнь торжествующего плебея" М. Веллера - подарок гостящей в стране нашей читательницы КТ. Мое знакомство с Веллером оказалось неудачным - не сошлись характером. Его "Майор Звягин" оставил у меня неприятное впечатление чего-то дешевого с претензией и был брошен на первых страницах.
"ПТП" - производит двоякое впечатление. Это литература о литературе. С одной стороны, Веллер звучит заносчиво и высокомерно - что местами вызывает раздражение. С другой - во многих местах с ним трудно не согласиться, его доводы просты и точны.
Так, например, его мысли о примитивизме в искусстве:
"О роли «Черного квадрата» Малевича один искусствовед выразился с душой: «В этот черный квадрат провалилось все наше искусство».
Форма превратилась в знак. Содержание превратилось в расшифровку знака. Горе в том, что такой квадрат, а также круг, ромб и треугольник могут намалевать любой дебил и даже ишак с хвостом. (...)
В парадигме модернизма художественные возможности мастера и шарлатана уравниваются. А если вы не можете отличить чай от помоев, то какая вам разница, как справедливо заметил лондонский официант. (...)
Чем отличается знак гения от знака осла, если чисто формально они неразличимы? Тем, что сторонними, лежащими вне формы искусства способами тебе передана информация о том, кто гений, а кто осел. (...)
Примитивист -- потому что выше реализма или потому что не умеет как реалист? А какая вам разница. Реализм одряхлел, окостенел, умер. Имея в виду разницу между фотографической реалией и примитивом, мы вкладываем в этот люфт свое представление о таланте художника, трансформирующего через себя жизнь. (...)
А поскольку форма примитива куда доступнее изготовителю, чем реализм, то в благоприятную рыночную погоду примитивисты плодятся на зависть кроликам. Как издевался Репин над модернистами, не умеющими нарисовать лошадку!"
... или о литературе:
"И хрущевская оттепель сменилась брежневским застоем, и все стали читать как сумасшедшие. Создать лучшего в мире читателя довольно просто: дайте человеку высшее образование, сторублевую зарплату, стандартное жилье, необременительную скучную работенку и отсутствие перспектив. Он побегает-побегает, попьет-попьет и, кому бегать трудно, а пить противно, начнет читать что ни попадя. Так рождаются мифы о великих духовных потребностях. Раз прочие потребности все равно не удовлетворить. О, сублимация! О, эскапизм! О, книжные полки с дефицитом!
Внутренняя жизнь расцветает, когда другой нет. И обсуждали новинки, и наводили блат в книжных магазинах, и соседствовали Пруст, Кафка и Фолкнер с Тендряковым, Трифоновым и Айтматовым. Они проходили по одной весовой категории.
И будущие олигархи кроили аспирантские зарплаты, будущие бандиты ходили в детские спортивные школы, будущие политики материли на участках своих работяг. И одни читали «Судьбу барабанщика», а другие -- «Долгое прощание». А потом все проскочили в одно бутылочное горлышко и прянули и грянули кто куда и кто во что -- во все стороны...
И читать бросили, потому что на свете десять миллионов книг, а в году пять свободных дней. Другие нужды, интересы и перспективы всех растащили. Какой Пруст?! Купить я его всегда могу и любой может, а кто его читать будет? И когда? А главное -- зачем?
Основная, если не вся, энергия отсасывалась уже насущными, реальными делами.

А если читали, то уже каждый свое. Или дюдики -- в транспорте и для отдыха, отвлечения. (...)
Есть нехитрый прием. Вот прекрасная книга о нашей жизни. Мысленно перенеси ее действие из здесь и сейчас на сто лет назад в малоизвестную тебе страну. Если останется хороша и интересна -- литература. Если нет -- увы.
Что остается? Поэтика. Стиль. Мысль. Чувство. Остаются форма и интеллектуально-эмоциональное содержание. Остается суть. Акцент с реалий снимается. Горькая судьба любимого соседа Васи превращается в судьбу пеона Хуана и перестает волновать.
Трудно написать роман «под Булгакова» или рассказ «под Бунина». Талант и мастерство потребны. Трудно написать даже стихи «под Губермана» или «под Иртеньева» -- хорошее чувство юмора не всем дано. И даже трудно сделать дюдик «под Маринину» или «Дашкову» -- сюжет свинтить тоже уметь надо.
Для писания «под Сорокина» нужны мысленное отсутствие всякой брезгливости и следование фантазиям в направлении нарушений всех приличий и запретов. Уровень прочего достаточен средний.

Полностью текст здесь.

четверг, октября 05, 2006

Эмек (долина) Хефер

хлопковое поле у Гив'ат Хавива
грядки у кибуца Мецер
панорама на Туль Карем

Октябрьский номер

С опозданием на пять дней публикуем октябрьское "лицо" журнала. Содержание обложки
напоминает о недавних событиях, а форма - наш скромный homage великому "National Geographic", подписку на который мы возобновили в текущем месяце (после шестилетнего перерыва).
Natur morte с борщом заимствован отсюда.

среда, октября 04, 2006

Blackberry soap

На белоснежных берегах нашего умывальника появилась пузатая бутылка жидкого мыла голубых оттенков. На его яркой этикетке значится "с запахом ежевики" (blackberries). Я был заинтригован. Я видел ежевику (точь как на этикетке). Мне знаком ее сладкий вкус. Но запах?! Даже забравшись глубоко в архивы своей вкусовой памяти (закрыв глаза и сморщив лоб) я не смог извлечь оттуда ежевичную арому. - Как, черт подери, пахнет смородина или крыжовник? - думал я в фрустрации.
Я нажал на приплюснутый диспенсер мыльного контейнера. Раздался звук плевка и на мою ладонь выпала желеобразная голубая жидкость, пахнувшая ... ежевикой!

UPD. Ваще-то это черника (blueberry), но суть от этого не меняется.

вторник, октября 03, 2006

Утюг

Обнаружил утюг с Чуйной стороны супружеского ложа. На полу. Стоит там тихо и нахально ухмыляется. Утюг бытовой металлический. Без всяких намеков на сексуальность.

- Зачем,- спрашиваю ее,- тебе утюг в интимной обстановке нашей спальни?
Она утверждает, что гладила ребенку Д. футболку...
Ха! Футболку! В спальне!
А тем временем на улице стемнело. Меня на сон тянет. А он все там. Хладнокровный бесчувственный.
Тщательно сканирую память в поисках былых грехов. Так ведь прощения просил, постился даже ...
Держу веки руками...

Yousendit

Открыл себе аккаунт на www.yousendit.com. В течении недели вы можете потешить себя той самой версией Райана Адамса "Wanderwall". Песня здесь.

понедельник, октября 02, 2006

Итоги

Отмучались! Честно оттянув лямку 25ти часового поста Д. и я открыли чашкой киселя возвращение в круговорот пищи в природе. За киселем последовал борщ, салат и лазания, соблюдая закон нарастающей густоты продукта. На десертный яблочный пирог нас уже не хватило - сутки бастовавший желудок не справлялся с нагрузкой.
Пост в этом году прошел у меня относительно легко. Д. в последние часы рычал от голода, но не сдавался.
По сложившейся в светском секторе традиции мы коротали голодные сутки за просмотром предварительно заготовленных ДВД. В этот раз выбор оказался на редкость удачным:

1. "Космос как предчувствие" А. Учителя по рекомендации А. Б. - фильм средний+. Такое впечатление, что Е. Миронов играет исключительно классических идиотов.


2. "L' enfer" ("Hell") Дениса Тановича, по сценарию Кшистофа Кисловского (неожиданно обнаруженный на ДВД до начала кинопроката) - прекрасный фильм с семейной тайной и философией. Прекрасный сюжет, съемки и игра актеров.
В дихотомии "судьба" - "стечение обстоятельств" (coincidence), я отношусь к последнему (подробности в теле фильма).








3. "Pretty Persuasion", Маркоса Сига(и) - трагикомедия о сложном (порой слишком, как в "Brick") мире подростков. Потрясающие исполнения многообещающей Evan Rachel Wood и старины Джеймса Вуда. Очень хорошо.
4. "Ася Клячкина, которая любила, да не вышла замуж", молодого Кончаловского. Фильм снят всего лишь с тремя профессиональными актерами и поражает своей натуральностью. (Спасибо А.Б.)

воскресенье, октября 01, 2006

Йом Кипур

В канун Судного Дня прошу прощения у всех за свои лень, резкость, высокомерие, нетерпение, невнимательность, трусость, эгоцентричность и другие грехи, свойственные мне, каким-то образом оскорбившие или задевшие вас в этом году. Расчитываю на ваше помилование и готов ответить взаимностью. В подтверждение серьезности намерений буду поститься (в том числе и в блоге :) ).
גמר חתימה טובה

Народные приметы

О приближении Судного Дня свидетельствует скопление народа в видеотеках и велосипедных магазинах.

"Brick" - DVD

Зайдя в нашу районную видеотеку я был приятно удивлен,
обнаружив на полке с новыми (непереведенными) фильмами "Brick" и "L'Enfer"(Hell). Оба привлекли наше внимание во время просмотра "скоро на наших экранах" в кино на прошлой неделе. Меня поразила скорость с которой оба фильма попали в видео прокат - их кинопрокат в стране еще не начался. Мой выбор пал на "Brick" - в силу английского языка и детективности жанра. DVD оказался в системе NTSC, которую наш "начитанный" аппарат не понимал. Благо компьютер читал все подряд. Фильм понравился - интеллигентный, профессионально поставленный и сыгранный, лихо закрученный сюжет, прекрасная работа оператора, мрачный юмор. До последнего момента держал нас в напряжении. В конце фильма возникло некоторое сомнение по поводу способности 18тилетних героев вести столь сложную и многоплановую игру. Но от удовольствия от просмотра это не отняло.
Сложность сюжета, быстрые и многословные диалоги и специфический сленг добавили напряжения в понимании происходящего.
Прекрасный саундтрек.