суббота, апреля 14, 2012

О фильтровании базара

Отец вырезал для меня статью о нашем проекте из какой-то третьесортной русскоязычной израильской газеты. Как обычно, статья содержала лишь неглубокие мысли автора, на подкрепления которых он не потрудился выйти за пределы личного опыта и сетевого поисковика, выбросившего к его ногам пару интернетовских отрыжек. В так называемой статье не было ни одного имени, интервью и прочих мелочей, именуемых в журналистике фактами и источниками. А зачем? Ведь народ, вернее та его отсталая часть, которая  не грузится критическим восприятием реальности, итак хавает.

В этой связи у меня с отцом вновь возник вопрос о поиске истины. В его поколении поначалу все было черно-белым: если сказали по ТВ или напечатали в газете, значит правда (так газета и называлась). В нашем поколении все было с точностью наоборот.

Сегодня понятия правды и объективности значительно расширились и затушевались. Например, в список привычных тому поколению, надежных источников добавился интернет. Теперь достаточно какому ни будь умнику сформулировать свои идеи в псевдо-объективном формате исторической правды (без единой ссылки на источник, а только упоминанием “участника событий”, “высокопоставленного чина”, некоей (без имени) газеты или журнала, и т.п.) и разослать этот бред всем своим подписчикам, как новость, распространяемая в факториальной прогрессии, становиться правдой на основании количественного фактора.

Документальные (все подаваемое от первого лица, без видимых посредников) приобретают вес объективной реальности, потому что это “не Голливуд” и выглядит настоящим. Люди позволяют себе забывать о том, что “документальное” не является антонимом “субъективного”. Все что начинается со слов “по результатам исследования \ опроса" или “врачи \ психологи \ инженеры \ генералы … рекомендуют \ считают \ пришли к выводу” моментально помещают любое мнение в разряд научного факта. Особенно, если в материале о нем, отсутствуют ссылки на реальные источники.

На отцовский вопрос “а что же делать?” можно ответить лишь декартовским “ставить под сомнение” и народным “фильтровать базар”. В 21 веке и в свои 40 + мы не можем требовать обладания истиной. Я пришел к выводу, что в жизни существует очень ограниченное количество вещей о которым я могу доверять с большой долей определенности. Зато есть бесконечное количество вещей и явлений, в отношении которых я могу сказать либо “я этому не верю” либо “у меня нет достаточно оснований для того, чтобы этому верить”. А это не так уж и мало.

2 комментария:

  1. Archie02:59

    "Panikovski na obyazan vsemy veritx...", no eto bilo do papinovogo pokoleniya. Vidimo vse taki vse razvivaetsa po sinysoide. Gospodin Mavrodi kogda to xorosho ispolxzoval doverchivostx sovetskix ludei, vospitannix na "Pravde".
    Cheers.

    ОтветитьУдалить
  2. vovash10:58

    Паниковского это не спасло ) Не уверен на счет синусоиды. Доверие формируется в семье и в обществе. Психология и социология. О семье все сказал Толстой в первой фразе "Анны Карениной". А уровень доверия на социологическом уровне зависит от формы и культуры правления в отдельно взятой стране. Не удивительно, что на Западе он выше, чем в странах СНГ.

    ОтветитьУдалить