Гончаровский "Обломов" открывается абсолютно восхитительным портретом главного героя:
В Гороховой улице, в одном из больших домов,
народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в
постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.
Это был человек лет тридцати двух-трех от роду,
среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с
отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах
лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на
полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и
тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность
переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.
Иногда взгляд его помрачался выражением будто
усталости или скуки, но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту
согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным
выражением, не лица только, а всей души, а душа так открыто и ясно
светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И
поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на
Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и
посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном
раздумье, с улыбкой.
Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни
смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким,
может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка
ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело
его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук,
мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.
Движения его, когда он был даже встревожен,
сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.
Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу
являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга, но редко
тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в
намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в
дремоте.
Great piece, really. I went to see August Strindberg's "miss Julie" this year and was thrilled by this monologue :
ОтветитьУдалитьMiss Julie: Kill me! You can kill an innocent creature without turning a
hair—then kill me. Oh, how I hate you! I loathe you! There's blood
between us. I curse the moment I first laid eyes on you! I curse the
moment I was conceived in my mother's womb. You don't think I can stand
the sight of blood, do you? You think I'm so weak, don't you? Oh, how
I'd like to see your blood, your brains on that chopping block. I'd love
to see the whole of your sex swimming in a sea of blood. I could drink
blood out of your skull. Use your chest as a foot bath, dip my toes in
your guts! I could eat your heart roasted whole! You think I'm weak? You
think I want to carry your blood under my heart and feed it with my
blood? Bear your child and take your name? Come to think of it, what is
your name? I've never even heard your last name. I'll bet you don't even
have one. I'd be Mrs. Doorman or Madame Garbageman. You dog with my
name on your collar—you lackey with my initials on your buttons! Do you
think I'm going to share you with my cook and fight over you with my
maid? No! I'm going to stay. My father will come home—find his desk
broken into his money gone. He'll ring—two rings for the valet. And
then he'll send for the sheriff and I'll tell him everything! He'll have
a stroke and die . . . and there'll be an end to all of us. There'll be
peace . . . and quiet . . . forever. The coat of arms will be broken.
The Count's line will be extinct. And the valet's breed will continue in
an orphanage, win triumphs in the gutter, and end in jail!
and it's delivery too. Very powerful play.
That's a lot of blood, pal ...
ОтветитьУдалить