понедельник, августа 12, 2013

Гончаровский "Обломов" открывается абсолютно восхитительным портретом главного героя:

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.
Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.
Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки, но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души, а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.
Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.
Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга, но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

2 комментария:

  1. Archie15:00

    Great piece, really. I went to see August Strindberg's "miss Julie" this year and was thrilled by this monologue :

    Miss Julie: Kill me! You can kill an innocent creature without turning a
    hair—then kill me. Oh, how I hate you! I loathe you! There's blood
    between us. I curse the moment I first laid eyes on you! I curse the
    moment I was conceived in my mother's womb. You don't think I can stand
    the sight of blood, do you? You think I'm so weak, don't you? Oh, how
    I'd like to see your blood, your brains on that chopping block. I'd love
    to see the whole of your sex swimming in a sea of blood. I could drink
    blood out of your skull. Use your chest as a foot bath, dip my toes in
    your guts! I could eat your heart roasted whole! You think I'm weak? You
    think I want to carry your blood under my heart and feed it with my
    blood? Bear your child and take your name? Come to think of it, what is
    your name? I've never even heard your last name. I'll bet you don't even
    have one. I'd be Mrs. Doorman or Madame Garbageman. You dog with my
    name on your collar—you lackey with my initials on your buttons! Do you
    think I'm going to share you with my cook and fight over you with my
    maid? No! I'm going to stay. My father will come home—find his desk
    broken into his money gone. He'll ring—two rings for the valet. And
    then he'll send for the sheriff and I'll tell him everything! He'll have
    a stroke and die . . . and there'll be an end to all of us. There'll be
    peace . . . and quiet . . . forever. The coat of arms will be broken.
    The Count's line will be extinct. And the valet's breed will continue in
    an orphanage, win triumphs in the gutter, and end in jail!

    and it's delivery too. Very powerful play.

    ОтветитьУдалить
  2. vovash16:54

    That's a lot of blood, pal ...

    ОтветитьУдалить