Но, знаете ли, извините, пожалуйста, хороший актер
выразит все это не тревожа чувства, с помощью одной техники, – заявил
Говорков.
– Не верьте таким самонадеянным утверждениям.
Наисовершеннейшая актерская техника не может равняться с непостижимым,
недосягаемым, тончайшим искусством самой природы. Много знаменитых
актеров, техников и виртуозов всех школ и национальностей видел я на
своем веку и утверждаю, что ни один из них не смог достигнуть тех высот,
до которых бессознательно поднимается подлинное артистическое
подсознание, действующее под невидимым суфлерством самой природы. Не
надо забывать, что многие из наиболее важных сторон нашей сложной
природы не поддаются сознательному управлению ими. Одна природа умеет
владеть этими недоступными нам сторонами. Без ее помощи мы можем лишь
частично, а не вполне владеть нашим сложнейшим творческим аппаратом
переживания и воплощения.
Пусть воспоминания о вкусовых, осязательных,
обонятельных ощущениях имеют мало применений в нашем искусстве, тем не
менее иногда они получают большое значение, но в этих случаях их роль
является лишь служебной, вспомогательной.
– В чем же она заключается? – допытывался я.
– Я объясню вам на примере, – сказал Торцов, – расскажу
случай, который мне пришлось наблюдать недавно: два молодых человека,
после какого-то ночного кутежа, вспоминали мотив пошлой польки, которую
они слышали где-то, сами не зная где.
« – Это было… Где же это было?.. Мы сидели у столба или у колонны… – мучительно вспоминал один из них.
– При чем же тут колонна? – горячился другой.
– Ты сидел налево, а направо… Кто же сидел направо? – выжимал из своей зрительной памяти первый кутила.
– Никто не сидел, и не было никакой колонны. А вот что мы ели щуку по-еврейски, вот это верно, и…
– Пахло скверными духами, цветочным одеколоном, – подсказывал первый.
– Да, да, – подтвердил второй. – Запах духов и щука по-еврейски создавали отвратительное и незабываемое настроение».
Эти впечатления помогли им вспомнить какую-то сидевшую с ними даму, которая ела раков.
Потом они увидели стол, его сервировку, колонну, у
которой, как оказалось, они действительно сидели. При этом один из кутил
неожиданно пропел руладу флейты и показал, как эту руладу исполнял
музыкант. Вспомнился и сам капельмейстер.
Так постепенно оживали в памяти воспоминания об
ощущениях вкуса, обоняния, осязания, а через них и слуховые и зрительные
впечатления, воспринятые в тот вечер.
Наконец один из кутил вспомнил несколько тактов пошлой
польки. Другой, в свою очередь, добавил еще несколько тактов, а потом
оба вместе запели воскресший в памяти мотив, дирижируя наподобие
капельмейстера.
Но этим не кончилось: кутилы вспомнили о каком-то
оскорблении, нанесенном в пьяном состоянии, заспорили очень горячо и в
результате снова поссорились.
Из этого примера видна тесная связь и взаимодействие
наших пяти чувств, а также влияние их на воспоминания эмоциональной
памяти. Таким образом, как видите, артисту необходима не только
эмоциональная, но и память всех наших пяти чувств.
К. Станиславский. РАНС
Комментариев нет:
Отправить комментарий