Фундаментальная связь между человеком и свободой чрезвычайно
показательно отображена в библейском мифе об изгнании из рая. Миф
отождествляет начало человеческой истории с актом выбора, но при этом
особо подчеркивает греховность этого первого акта свободы и те
страдания, которые явились его следствием. Мужчина и женщина живут в
садах Эдема в полной гармонии друг с другом и природой. Там мир и покой,
там нет нужды в труде; нет выбора, нет свободы, даже размышления не
нужны. Человеку запрещено вкушать от древа познания добра и зла. Он
нарушает этот запрет и лишает себя гармонии с природой, частью которой
он являлся, пока не вышел за ее пределы. С точки зрения церкви,
представляющей собой определенную структуру власти, этот поступок
является бесспорно греховным. Однако с точки зрения человека, это —
начало человеческой свободы. Нарушив установленный богом порядок, он
освободился от принуждения, возвысился от бессознательного
предчеловеческого существования до человеческого. Нарушение запрета,
грехопадение, в позитивном человеческом смысле является первым актом
выбора, актом свободы, то есть первым человеческим актом вообще.
Согласно мифу, формально грех состоял в том, что человек вкусил от древа
познания. Таким образом, акт неподчинения, акт свободы прямо
связывается с началом человеческого мышления.
Э. Фромм
Комментариев нет:
Отправить комментарий