Чтение “Колымских рассказов” может служить прекрасной иллюстрацией экзистенциальным теориям ибо прекрасно описывает психологию индивидуума и группы в экстремальных ситуациях. Тут тебе и попытки поиска смысла на пороге смерти, и стремление к доминированию против стремления к подчинению, и вопросы ответственности за собственную судьбу … . Исследования и выводы автора интересны особенно тем, что сделаны они не в уютном интерьере башни из слоновой кости, а на собственной шкуре в местах, где будущее и настоящее сплющиваются в один конкретный день. Именно поэтому формат коротких рассказов наиболее соответствует ситуации – у зэка на большее не хватает фантазии. Все что имеет смысл в его существовании происходит здесь и сейчас. Такая перспектива очень контрастирует с обширным историческим анализом человеческой психологии, произведенным Фроммом в “Бегстве от одиночества”* и этим особенно интересна. Универсальные выводы Фромма действуют в заледенелых бараках Колымы также эффективно, как и в шумных залах мюнхенских пивных. Ибо цель и механизмы у фашизма и коммунизма одни – подчинить индивидуума власти большинства. А механизмы прекрасно описаны у обоих.
ШШШШ
* UPD. Разумеется, речь идет о "Бегстве от свободы", но опечатка настолько символическая, что я решил ее оставить.
"...произведенным Фроммом в “Бегстве от одиночества”... -
ОтветитьУдалитьОшибка в названии неслучайна, надо понимать?
Свобода - одиночество,
но не всякое одиночество - свобода.
Как то так.
Ошибка. Не случайна. (см. Фрейд)
УдалитьВсякая свобода - одиночество. (см. Фромм, Бекккер, Ялом и пр.)