четверг, апреля 12, 2007

О ментальности

"А мы ему по морде чайничком"
(Из студенческих песен)


Вскоре по прибытию в Израиль я стал часто слышать редкое в советском дискурсе тех лет слово "ментальность". О смысле его я интуитивно догадывался, но настоящего, глубинного значения еще не осознавал (то ли по молодости лет, то ли по негуманитарному профилю моего тогдашнего образования).
Однажды на выходе из культового тель-авивского "Мисрад hаКлита" (Министерства Абсорбции), что на Эстерамалке (мы были уверены, что это одно слово с ударением на предпоследнем слоге) я услышал разговор двух стереотипных "русских" в больших роговых очках, коротких джинсовых шортах и носках с сандалиями.
- Вот ты можешь мне понятно объяснить, что такое "ментальность"? - вопрошал первый.
Задумавшись и почесав потный затылок, второй выдал:
- Вот у нас, например, там чайники металлические на плите, а у них, здесь электрические. Вот тебе и вся ментальность!
Отметив недоумение на лице вопрошающего, но так и не услышав подробные пояснения, я вскарбкался в 61й автобус на Рамат Амидар.
Сегодня, стоя над очередным, не помню каким по счетом, капризным чайником в ожидании кипяченой воды, я вспомнил эту историю. Пластиковый мерзавец отключается в процессе кипячения воды и возобновляет работу когда ему вздумается. Это дергает и без того расшатанную нервную систему чае-кофейного наркомана. Каждый день я зарекаюсь, что куплю новый, но забываю. В воспаленном мозгу всплывают картины надежного металлического чайника на плите в тесной кухне. Волны ностальгии растекаются по всему телу. Я начинаю ясно понимать, что имел в виду тот але хадаш на Эстерамалке. Восточная ментальность - тонка, капризна и ненадежна, как электрический чайник. Другое дело, советский менталитет - надежен и велик, как самовар. С бабой на чайнике.

Комментариев нет:

Отправить комментарий