Метод жизни при
свете одного только добра и отвращения своего внимания от
зла прекрасен, пока он не отказывается служить человеку. Он
действительно служит большему числу людей, чем мы вообще
склонны предполагать; и в области его успешного применения
против него, как против решения религиозной проблемы,
ничего нельзя возразить. Но он бессильно рассыпается в
прах, как только со дна души поднимается меланхолия. И
даже, хотя бы человек был совершенно свободен и обеспечен в
своей душевной жизни от меланхолии, все же не подлежит
сомнению, что религия душевного здоровья несостоятельна как
философское учение, так как те проявления зла,
существование которых оно категорически отказывается
признать, составляют неотъемлемую принадлежность
реальности. В конце концов, именно они дают лучший ключ к
познанию смысла жизни и возможно, что, только они одни
открывают нам глаза для проникновения в глубину истины.
Всякая нормально протекающая жизнь таит в себе ряд
моментов столь же горьких, как и те, которыми полна
болезненная меланхолия, – моментов, в которых
торжествует зло. Ужасные призраки, угнетающие душу безумца,
все почерпнуты из материала ежедневных событий жизни. Наша
цивилизация основана на безжалостной борьбе, и каждый
индивидуум погибает в беспомощных судорогах одинокой
агонии. Если вы, читатель, протестуете против этого
утверждения, то погодите, очередь дойдет и до вас! Наше
воображение с трудом верит в реальность кровожадных чудовищ
древних геологических эпох, – они кажутся нам
принадлежностью кунсткамеры. Нет зуба в каждом из этих
музейных черепов, который ежедневно, в течение многих лет
давно минувшего времени не вонзался бы в отчаянно
отбивавшееся тело пожираемой живьем жертвы. Но ведь и
теперь мир полон ужасов, которые их жертве кажутся столь же
страшными, как ископаемые чудовища. Ведь в наших домах и
садах кот играет с трепещущей мышью и с адской жестокостью
забавляется муками попавшейся в его когти птички. Ведь,
крокодилы, гремучие змеи и питоны – такие же реальные
создания жизни, как мы сами; они наполняют своим
отвратительным существованием каждую минуту каждого дня,
который они влачат на земле. И смертельный ужас,
испытываемый экзальтированным меланхоликом всякий раз,
когда он представит себе, как эти рептилии или другие дикие
звери пожирают живьем свою добычу, – есть вполне
правильное реагирование на подобное устройство мира
[22].
Отсюда как будто следует, что никакое религиозное
примирение со всей совокупностью вещей и явлений
невозможно. Правда, некоторые проявления зла служат путем к
высшим ступеням добра; но возможно, что есть и такие виды
крайнего зла, которые не могут войти ни в какую систему
добра, и что по отношению к такому злу единственным
прибежищем является или немая покорность или отказ замечать
его. Этого вопроса мы коснемся другой раз. Сейчас же, как
набросок решения и его метода, мы можем, – имея в
виду, что зло составляет такую же существенную часть мира,
как и добро, – сказать, что создавшаяся философская
презумпция такова: и тот, и другой путь имеют разумный
смысл, но душевное здоровье, как теоретическое учение,
отказывающееся уделить сколько-нибудь положительного и
активного внимания горю, страданиям и смерти, формально
менее полно и завершено, чем те системы, которые стараются
включить эти элементы в свои границы.
Поэтому самыми полными религиозными системами являются
те, в которых лучше всего развиты пессимистические
элементы. Из таких религий нам больше других известны
буддизм и, разумеется, христианство. По своему существу
– это религии освобождения: человек должен умереть для
нереальной жизни прежде, чем родиться для жизни реальной.
У.Джеймс. МРО
Комментариев нет:
Отправить комментарий