"Давно рассказана восточная басня про путника,
застигнутого в степи разъяренным зверем. Спасаясь от зверя,
путник вскакивает в безводный колодезь, на дне колодца
видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать его. И
несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть от
разъяренного зверя, не смея спрыгнуть на дно колодца, чтобы
не быть пожранным драконом, ухватывается за ветви растущего
в расщелине колодца дикого куста и держится на нем. Руки
его ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет
отдаться погибели, с обеих сторон ждущей его; но он все
держится и видит, что две мыши, одна черная, другая белая,
равномерно обходят стволину куста, на котором он висит, и
подтачивают ее. Вот-вот сам собой обрушится и оборвется
куст, и он упадет в пасть дракону. Путник видит это и
знает, что он неминуемо погибнет; но пока он висит, он ищет
вокруг себя и находит на листьях куста капли меда, достает
их языком и лижет их. Так и я держусь за ветви жизни, зная,
что неминуемо ждет дракон смерти, готовый растерзать меня,
и не могу понять, зачем я попал на это мучение. И я пытаюсь
сосать тот мед, который прежде утешал меня; но этот мед уже
не радует меня, а белая и черная мышь день и ночь
подтачивают ветку, за которую я держусь. Я ясно вижу
дракона, и мед уже не сладок мне. Я вижу одно –
неизбежного дракона и мышей, и не могу отвратить от них
взор. И это не басня, а это истинная, неоспоримая и всякому
понятная правда."
Л.Н.Толстой. "Исповедь". Изд. "Посредника", гл. III, IV, V, стр. 14-24 (сокращено).
Толстой цитирует Будду,
Соломона и Шопенгауэра. По его мнению, люди высших классов
находят четыре выхода из этого состояния:
"Первый выход, есть выход неведения. Он состоит в том, чтобы не знать, не понимать того, что жизнь есть зло и бессмыслица. Люди этого разряда – большею частью женщины или очень молодые или очень тупые люди – еще не поняли того вопроса жизни, который представился Шопенгауэру, Соломону, Будде. Они не видят ни дракона, ожидающего их, ни мышей, подтачивающих кусты, за которые они держатся и лижут капли меда. Но они лижут эти капли меда только до времени: что-нибудь обратит их внимание на дракона и мышей, и – конец их лизанию. От них мне нечему научиться, – нельзя перестать знать того, что знаешь. Второй выход – это выход эпикурейства. Он состоит в том, чтобы, зная безнадежность жизни, пользоваться покамест теми благами, какие есть... Третий выход, есть выход силы и энергии. Он состоит в том, чтобы поняв, что жизнь есть зло и бессмыслица, уничтожить ее... Четвертый выход есть выход слабости. Он состоит в том, чтобы, понимая зло и бессмыслие жизни, продолжать тянуть ее, зная вперед, что ничего из нее выйти не может" [16]).
У.Джеймс. МРО
Комментариев нет:
Отправить комментарий